Analitika.at.ua. Созданию «королевы» инструментов Семен Вардпатрикян посвятил всю жизнь. Фабричную сборку он не признает. Говорит, это должна быть работа тонкая, ручная.
За дверью, будто каморка Папы Карло - острый запах лака, повсюду деревянные бруски и музыкальные инструменты: скрипки, альты, виолончели. Это все «пациенты» доброго, как и Папа Карло, мастера Семена Вардпатрикяна. Он реставрирует все струнно-смычковые инструменты главного музыкального вуза Армении - Ереванской государственной консерватории имени Комитаса.
«Когда я работал в музыкальном интернате (преподавал там русский язык), познакомился с мастером скрипичных дел Ованнесом Буниатяном. Меня заинтересовало реставрирование музыкальных инструментов, особенно детских фабричной сборки. Они, будто топором сделаны. Я их практически полностью переделываю», - рассказал мастер скрипичных дел Семен Вардпатрикян.
Желание самому стать скрипачом у Семена еще в детстве отбил строгий учитель музыки. Мастер и сегодня вспоминает крики и рукоприкладство, которые позволял себе нерадивый педагог. Однако любовь к струнным инструментам осталась. После окончания Института лингвистики и 10 лет преподавания русского языка, он снова взял в руки скрипку. Первые азы искусства реставрации постигал сам, потом прошел стажировку у известных мастеров в Москве: Амирана Оганезова и Бориса Горшкова. Стал членом Союза скрипичных мастеров-реставраторов России.
В 2001 году он вернулся в Армению, где впервые создал свою скрипку. Сегодня в его коллекции более двух десятков «королев» музыкальных инструментов. Чтобы получить хорошее звучание, мастеру надо не только правильно подобрать древесину, лак и настроить струны, но и вложить в инструмент частичку своей души.
Во время работы Вардпатрикян всегда включает классическую музыку: она помогает ему «слушать» древесину кончиками пальцев. Если после создания скрипки на душе у мастера радостно и спокойно, значит время потрачено не зря. А еще Семен Георгиевич разговаривает с инструментами.
«К инструменту нужно относиться как к живому существу, тогда они «запоют», - уверен Вардпатрикян. Говорит, что никогда не садится за работу в нервном состоянии, ведь инструменты очень чувствительны, поясняет он.
Игра на скрипке, альте - это «разговор по душам» с инструментом, но в рабочем состоянии. А музыка для души - уже после работы - песни Высоцкого под гитару.
Любимому делу Семен Вардпатрикян будет предан до конца жизни. У входа в мастерскую написано его рабочее время - с полудня до... бесконечности. Только бы удалось жить вечно.
Источник: МирТВ |