Главная » 2013»Июль»8 » Сложности в районе Каспия мешают созданию российско-иранской военно-морской оси
Сложности в районе Каспия мешают созданию российско-иранской военно-морской оси
00:29
Analitika.at.ua. Недавнее заявление заместителя командующего российской
Каспийской флотилией Николая Якубовского о том, что Россия и Иран в этом году
намереваются провести совместные военно-морские учения на Каспии, не должно
вызывать удивление. Стороны проводили такие совместные военные тренировки и в
предыдущие годы, поскольку после распада Советского Союза Российская Федерация
и Исламская Республика Иран поддерживают удивительно гармоничные отношения в
вопросах региональной безопасности.
Иранское государство отказалось от поддержки мусульманских
боевиков, воюющих с Москвой в Чечне и на других российских территориях. Более
того, в 1990-е годы российские и иранские дипломаты совместными усилиями
способствовали прекращению гражданской войны в Таджикистане. Они также помогали
противникам талибов в Афганистане и выступали против расширения турецкого
влияния в своем регионе. Многие россияне считают Тегеран удобным партнером в
борьбе с усилением американского влияния в Евразии.
Тем не менее, к заявлению о проведении совместных маневров в
Каспийском море следует отнестись с некоторой долей скепсиса, поскольку Иран и
Россия довольно свободно толкуют понятие военно-морских учений. Например, в
июле 2009 года усилились слухи и предположения о наращивании
российско-иранского военного сотрудничества, когда иранское агентство Mehr News
сообщило, что две страны проведут «совместные военно-морские маневры» в
Каспийском море. Но при более внимательном рассмотрении оказалось, что эти
учения — в основном иранские, а российское участие в них было только
обозначено. Кроме того, эти учения проводились в территориальных водах Ирана, а
не в международных водах. Показательно и то, что российское военное
командование отправило на них всего один корабль, а все вертолеты и прочие
корабли и суда были с иранской стороны. Российское государственное
информационное агентство ИТАР-ТАСС позднее привело слова одного источника из
ВМФ, который сказал, что вооруженные силы России в данном мероприятии не
участвуют, и что единственное российское судно, привлеченное к маневрам,
принадлежит Министерству по чрезвычайным ситуациям, а не Министерству обороны.
Агентство также открыто опровергло сообщения о том, что две страны провели свои
первые совместные военные учения в Каспийском море.
Сдержанность России, не желающей трубить во всеуслышание об
этих учениях, может объясняться теми сложностями, которые существуют в регионе
Каспийского моря который представляет собой весьма интересную смесь из
многообещающих запасов энергоресурсов, развивающихся трансконтинентальных транспортных
сетей, которые охватывают непростые регионы Кавказа и Центральной Азии,
соперничества между странами региона, пытающимися использовать к собственной
выгоде конкуренцию великих держав за счет распределения энергоресурсов, а также
из неопределенного правового статуса Каспия, осложняющего все эти вопросы. Судя
по названию, Каспий — это море, однако многие специалисты считают его самым
крупным в мире материковым озером. Нормы международного права по-разному
применяются к этим двум типам водоемов, в том числе это касается и
урегулирования территориальных претензий соперничающих государств. У пяти
прибрежных государств Каспия – Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и
Туркмении – имеются неразрешенные морские споры и претензии друг к другу, что
мешает их морской коммерческой деятельности.
Во время тегеранского саммита в 2007 году президенты пяти
прибрежных государств Каспия заявили о своей коллективной солидарности по
важным вопросам региональной безопасности и подчеркнули, что Каспийское море
должно использоваться исключительно в мирных целях. Кроме того, они обязались
урегулировать свои конфликты без применения силы, не допускать использования
своих территорий для военных нападений на другие прибрежные государства и
противодействовать присутствию в регионе вооруженных сил из других стран, не
относящихся к прибрежным государствам Каспия. (Они все же разрешают странам
НАТО направлять через свои территории невоенные грузы и личный состав в
Афганистан, однако местные компании переправляют эти грузы по воздуху и вокруг
Каспия.)
Время от времени иранские и российские официальные
представители выступают с более амбициозными предложениями по региональному
сотрудничеству в вопросах безопасности. Например, иранский президент Махмуд
Ахмадинежад предложил ряд мер по укреплению доверия между пятью прибрежными
государствами. А российский президент Владимир Путин пытается создать
совместную военно-морскую группировку на базе пяти стран с целью повышения
безопасности морского судоходства и защиты важнейших добывающих объектов от
террористических и прочих угроз. Тем не менее, Россия, Иран и прочие
прикаспийские государства так и не смогли расширить сотрудничество в сфере
безопасности из-за имеющихся между ними разногласий по вопросам региональной
экономической и энергетической политики. Даже предложения о существенном
наращивании российско-иранских экономических связей тормозятся разными
подходами двух стран к правовому статусу Каспийского моря и к урегулированию
территориальных споров и претензий прибрежных государств.
В центре этих споров стоит вопрос о том, является ли Каспий
озером, как утверждают географы, или это море, как его определяют различные
международные соглашения. Прояснение данного вопроса важно, потому что
международное право неприменимо к делимитации границ озер, оставляя этот вопрос
на рассмотрение заинтересованных сторон. А разделение морей на секторы должно
проводиться в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 года,
хотя ее из числа прибрежных государств подписала только Россия. Поскольку на
иранской части каспийского шельфа — нефти и газа довольно мало, официальный
Тегеран отдает предпочтение второму подходу. Иранские представители настаивают
на сохранении действия двух договоров советской эпохи, в которых Каспий назван
«общим морем». Но им на смену должно прийти новое соглашение, ратифицированное
всеми пятью прикаспийскими странами. Согласно старым договорам от 1921 и 1940
годов, Тегеран и Москва совместно урегулируют вопросы Каспия за пределами своих
территориальных зон, но в этих документах не рассматриваются проблемы подводной
добычи полезных ископаемых, и касаются они только вопросов мореплавания и
рыболовства.
В мае 2003 года Казахстан, Азербайджан и Россия заключили
трехстороннее соглашение о разделе северной части Каспийского моря (64% всей
его площади) на три неравные доли. При этом Казахстан получил самую большую
долю в 29%. Однако Иран с Туркменией отказались одобрить это соглашение и
продолжали настаивать на том, что каждое прибрежное государство должно получить
равную долю Каспия, составляющую 20%. Туркмения и Азербайджан спорят по поводу
права собственности на крупное месторождение, которое носит название Кяпаз в
Азербайджане и Сердар в Туркмении, а также из-за двух месторождений поменьше:
Азери / Омар и Чираг / Осман. Спор идет из-за методов расчета равноудаленной
линии между восточным и западным побережьем Каспия.
Параллельно демаркационным спорам Россия и Иран настаивают
на том, что все прибрежные страны должны утверждать строительство любых
трубопроводов, проходящих через бассейн Каспия. Они настаивают на важности
такого консенсуса, так как из-за ущерба экологии Каспийскому морю от этих
трубопроводов могут пострадать все пять государств. Естественно, такая позиция,
по сути дела, ведет к блокированию проектов каспийских трубопроводов, идущих в
обход российской и иранской территории. Этим также объясняется требование
Москвы и Тегерана о предоставлении права запрета на строительство. Показательно
то, что Россия и Иран объявили о проведении своих учений как раз в тот момент, когда
был официально запущен проект прокладки Трансадриатического трубопровода.
Как и в других областях, в вопросах Каспия российские и
иранские интересы иногда совпадают, а иногда входят в противоречие. Объявление
о проведении военно-морских учений следует рассматривать не как какое-то
новшество геополитики, а как выражение их общего стремления ограничить влияние
Запада в этих водах и помешать строительству энергетических коридоров с востока
на запад, поскольку они наносят ущерб их экономическим интересам.
Ричард ВАЙЦ — старший научный сотрудник Института Хадсона
(Hudson Institute) и старший редактор World Politics Review. inosmi.ru
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.