Analitika.at.ua. На вопросы "ГА" ответил доктор экономических наук, профессор Татул Манасерян
- Г-н Манасерян, пик мирового финансово-экономического кризиса, судя по всему, позади. На Армении он сказался легче, чем на других странах. Свидетельствует ли это о хотя бы относительной стабильности армянской экономики?
- Начнем с того, что наша экономика уже давно пребывает в состоянии кризиса и мы к этому почти что привыкли, поэтому, в отличие от благополучных стран, не ощутили резкого падения уровня жизни. Кроме того, правительством были взяты кредиты у международных финансовых организаций. Но, даже будучи в целом импортоориентированной страной, мы все-таки ощущаем кризис. Особенно пострадали связанные с экспортом отрасли. Но в целом Армения пережила кризис без особых социально-экономических потрясений не в силу экономической стабильности, а в первую очередь потому, что не является страной, интегрированной в мировую и даже региональную экономики. У нас нет финансового рынка, рынка ценных бумаг, страхового рынка и т.д. Следует помнить о том, что кризисы будут неизбежно повторяться и нынешний кризис - последний, который Армения пережила относительно безболезненно. Если не будут приняты радикальные меры, нас ждут очень нелегкие времена.
- А как вы оцениваете состояние армянской экономики в целом?
- Сегодня в нашей экономике импорт почти в 7 раз превышает экспорт, а значит, мы практически на грани потери отечественной промышленности, что крайне опасно. Более того, у нас даже отсутствует представление о том, какая экономика нам нужна, какие отрасли могут стать локомотивами, каковы наши приоритетные задачи, какую конкурентоспособную продукцию можем производить. И никаких реальных планов не будет, пока у нас отсутствует адекватное представление о национальных ресурсах - человеческих, интеллектуальных, природных, производственных и т.д. Без четкого представления об имеющихся ресурсах и перспективах любые планы - пустые слова. И что еще очень важно - модель будущей экономики Армении, ее приоритеты и ориентиры должны определяться с учетом мировых тенденций и при обязательном условии интеграции. Иначе может оказаться, что те товары и услуги, на которые мы будем делать ставку, не имеют спроса. Тогда средства, направленные на создание и развитие этих отраслей, будут затрачены зря.
Но надо знать не только свои преимущества, но и слабые звенья, специфику своей страны. При выходе из кризиса нельзя применять "лекарства", которые помогли другим. Не стоит ориентироваться на чужие антикризисные программы, которые рассчитаны на совершенно иные условия. Они не окажутся эффективными, и даже, если мировой кризис закончится, у нас он может превратиться в "хроническое заболевание". Чтобы успешно преодолеть проблемы, нужно четко представлять их причины.
- Вы говорили о необходимости интеграции, в том числе региональной. Как вы себе это предоставляете при условии очень непростых отношений Армении с соседними странами?
- Отношения, сложившиеся в регионе, не устраивают ни одну из соседних стран. Этот географический регион пока так и не стал геополитическим, он не является общим рынком ни для соседей, ни для партнеров из дальнего зарубежья. Такое положение никого не может устраивать. Интеграция в мировую экономику начинается с региональной интеграции. В этом процессе заинтересованы все. Армении стоит выступить с инициативой по подготовке региональной программы развития и начинать стоит с общих региональных угроз. Думаю, у нас есть достаточно оснований стать лидером в этом процессе.
- Но армяне всегда были основным созидательным фактором, донором интеллектуальных, организационных, финансовых ресурсов в регионе, а как нас "благодарят" за это наши соседи, в том числе и грузины, прекрасно известно. Стоит ли повторять одни и те же ошибки? Зачем вкладывать усилия в развитие недружественных государств?
- Все-таки надо строить отношения с учетом новых тенденций. Мир становится все более открытым, и это далеко не всегда диктуется симпатиями. Процесс интеграции обусловлен скорее необходимостью. Еще в недавнем прошлом разные государства не находились в такой жесткой зависимости друг от друга, как сегодня. Даже мощнейшие сверхдержавы не развиваются в изоляции. Возьмем хотя бы план спасения экономики США, предложенный президентом Б.Обамой. Более половины ресурсов предполагается получить из Китая. В США были выпущены ценные бумаги, значительную часть которых - на сумму $767 млрд - закупил Китай. Сегодня и благополучные европейские страны не могут развиваться и обеспечивать свою безопасность в изоляции. Ведь не случайно был образован Евросоюз.
- Но если даже и между некоторыми европейскими странами существуют определенные противоречия, они не носят такого острого характера, как, например, в отношениях между Арменией и Азербайджаном. Мне, например, трудно понять, как можно строить отношения с Турцией без учета фактора Геноцида...
- Мировые тенденции нельзя игнорировать. В то же время не вызывает сомнений, что Армения должна строить экономические и политические отношения только с учетом наших национальных интересов и без ущемления национального достоинства. Кстати, теневые экономические отношения существуют и между странами, у которых крайне напряженные политические отношения. Подобные контакты есть и между Россией и Грузией. И это не единственный пример. Не лучше ли легализовать эти связи и использовать их в интересах всех стран региона. Что касается налаживания экономических отношений с Азербайджаном, то об этом мы подумаем позже. Кстати, во всем мире в урегулировании политических проблем экономическая дипломатия играет очень важную роль. А пока надо активизировать контакты с Грузией. Но во всех случаях: при налаживании и развитии экономических отношений, разработке региональных проектов надо четко и адекватно представлять свои конкурентные преимущества и возможности потенциальных партнеров. Это касается и промышленности, и ВПК, и всех прочих аспектов. При этом надо полностью представлять себе весь комплекс региональных угроз и возможности их коллективного предупреждения, нейтрализации и ликвидации негативных последствий. Этот аспект может стать действенным стимулом к налаживанию всего комплекса экономических и даже политических отношений между странами региона.
- Как вы считаете, в каких сферах Армения может иметь конкурентные преимущества?
- Пока не будет проведена инвентаризация ресурсов, говорить обо всех наших конкурентных преимуществах, думаю, преждевременно. Но что касается энергетики и водных ресурсов, то наши преимущества очевидны. Очень надеюсь, что то же самое можно сказать об интеллектуальном потенциале Армении и возможностях создания наукоемкой промышленности. Но чтобы оперировать этими ресурсами, нужно их досконально проанализировать и уточнить. А сегодня у нас уже есть договоренность о том, что Армения будет экспортировать в Турцию 4,5 млн. кВт.ч электроэнергии в год. И это только начало. Четкое представление о наших национальных ресурсах позволит более реально и предметно рассматривать перспективы интеграции в региональных и глобальных масштабах. Кстати, рассматривая перспективы экономического сотрудничества, мы почему-то ориентируемся в основном на европейские страны и игнорируем возможности Азиатского контингента, где быстро появляются страны, успешно развивающиеся и реализующие инновационные программы. Думаю, сотрудничество Армении со странами этого континента связано с огромными перспективами.
- То есть вы являетесь сторонником глобализации? Но ведь западные страны, которые инициируют этот процесс, преследуют исключительно свои цели. Очевидно, что интересы Армении не будут учитываться. К тому же процесс глобализации сопровождается навязыванием так называемых демократических ценностей. А чем чреваты либерализм и демократия, мы уже убедились.
- Глобальные процессы происходят независимо от нашего отношения к ним. И игнорировать их нельзя. Но Армения должна создать себе такой статус, когда с ней придется считаться, даже в условиях глобализации. Мы не ядерная держава, но все же можем приобрести определенный политический вес и сильное влияние в регионе. А что касается демократии, то эти принципы реально не действуют ни в одной стране. Либерализм и демократия - всего лишь мифы на экспорт. Поэтому, даже вовлекаясь в глобализационный процесс, нам не следует слепо стремиться прослыть европейцами и поспешно реализовывать все рекомендации Запада. В первую очередь надо думать о том, что важнее - государственность, национальные интересы или же абстрактные демократические ценности.
- А какова роль государства в свете новых тенденций?
- То, за что в свое время критиковали СССР, сегодня в еще более жестких формах реализуется в западных странах. Так, например, в США государство скупает не только банки, которые являются основой экономики, но и частные компании. А это никак не согласуется с принципами рыночной экономики. Мир переживает не только финансово-экономический кризис, но и кризис идеологии, вступает в новый этап развития, при котором государственное вмешательство в экономику, как, впрочем, и во все прочие сферы, будет расти. Поэтому нам пора избавляться от комплексов провинциалов, которые с запозданием следуют моде вчерашнего дня. Время либерализма и демократии кончилось.
Источник: Голос Армении |