Analitika.at.ua. В ночь на 8 сентября на Кавказе произошло землетрясение. Эпицентр находился на севере Грузии, в Онийском районе. По данным сейсмологической службы Грузии, в большинстве районов республики толчки были силой 5-6 баллов по 12-балльной шкале, в Тбилиси – около 5 баллов.
В течение наступившего и последующего дней в регионе продолжались более слабые подземные толчки. Жертв и пострадавших не было. Жители региона проводили время на улице, опасаясь быть погребенными под завалами. До 80 семей провели ночь с 8 на 9 сентября в палатках.
Первоначально глава Онийского муниципалитета Амиран Схиерели заявил: «У меня со всеми селами имеется связь, и знаю, что ни в одном селе разрушений не было». Но вскоре телекомпания «Рустави-2» поправила чиновника, сообщив, что в Онийском районе повреждены около 200 домов, так что для жилья они более непригодны. Затем число поврежденных домов достигло 700.
Появилось сообщение Национального агентства окружающей среды Грузии о том, что сила землетрясения достигала 8 баллов. «Повышение баллов» в СМИ происходило на фоне активизации «спасательной» деятельности президента Грузии Михаила Саакашвили. «Землетрясение нанесло нам серьезный экономический ущерб», – сказал тбилисский лидер на встрече с грузинскими дипломатами.
Министерство по делам беженцев Грузии отправило ходатайство в ООН с просьбой об оказании гуманитарной помощи. В ответ службы ООН направили в республику палатки, спальные мешки, матрасы, подушки, воду и другие необходимые вещи для семей, оставшихся без крова.
9 сентября поверенный президента в регионе Рача-Лечхуми и Квемо-Сванети Давид Гагошидзе сообщил, что, по предварительным данным, в районе пострадали 1034 семьи.
«Еще необходимо примерно 600-700 палаток. Тут побывали представители Международного Красного Креста, ООН и помощь обещали», – сказал Гагошидзе.
Толчки ощущались и в других регионах Кавказа. Разрушения были и в соседней Южной Осетии. По заключению спецкомиссии Квайсы, в городе не подлежат восстановлению девять многоквартирных домов и 15 – частных.
По сообщению Государственной экологической службы Абхазии, сила землетрясения в причерноморской республике составила 3 балла, пострадавших и разрушений не было. Толчки силой 3-4 балла ощутили и на севере Армении. Здесь в народной памяти еще живы воспоминания о Спитакском землетрясении 1988 года, унесшем жизни, по официальным данным, около 25 тысяч человек. Поэтому природная стихия вызвала настоящую панику у населения.
Также подземные толчки силой до 2-х баллов почувствовали на Юге России. Дежурные силы МЧС РФ по Северной Осетии, Ставропольскому краю, Ингушетии и Кабардино-Балкарии были переведены в «готовность номер один».
Землетрясения на Кавказе – это не столь уж и редкое (в историческом плане) событие. Так, 25 апреля 2002 года в Грузии произошло землетрясение силой 6 баллов. Эпицентр находился в 12 км от Тбилиси. Тогда погибли 6 человек, еще 15 получили увечья. Президент России Владимир Путин в разговоре со своим грузинским коллегой Эдуардом Шеварднадзе выразил готовность «оказать дружественной Грузии необходимую чрезвычайную помощь».
Более масштабные последствия имело землетрясение, разразившееся 29 апреля 1991 года. Оно произошло почти в том регионе, что и нынешнее, охватив север Грузии и Южную Осетию. От стихии, получившей название Рача-Джавского землетрясения, погибло более 200 человек, около тысячи было ранено. Сильным разрушениям тогда подверглись югоосетинский райцентр Дзау (Джава) и грузинский Они.
Природные катаклизмы прошлых лет активно сопровождались политическими спекуляциями. Так, кое-кем активно поднимался вопрос о «тектоническом оружии». Впервые о таком оружии заговорили после Спитакского землетрясения в Армении. И по сей день в некоторых армянских изданиях националистического толка можно встретить «версии» о «геофизических бомбах» и «подземных ядерных взрывах». Такого рода спекуляциям способствует то обстоятельство, что Спитакское землетрясение произошло в разгар армяно-азербайджанского конфликта из-за Нагорного Карабаха.
Рача-Джавское землетрясение тоже произошло в тот момент, когда полыхал грузино-югоосетинский конфликт. Первый президент Грузии Звиад Гамсахурдиа в интервью корреспонденту CBS Жаннет Мэтьюз заявил, что не исключает возможности «вызова землетрясения Советской Армией». Он заявил также, что существует специальный военный учебник, описывающий, как устроить землетрясение.
«Версию» о «тектоническом оружии» активно мусолили в Тбилиси и после землетрясения 2002 года. Грузинские парламентарии тогда заявили о «странных совпадениях» землетрясений на Кавказе с обострением политической ситуации в Грузии, Армении или Азербайджане. Лидер партии зеленых Георгий Гачечиладзе утверждал, что стихия была вызвана российскими военными искусственно, с использованием Эшерской станции по сейсмическому наблюдению, находящейся в Абхазии. Правда, официальный Тбилиси отмежевался от этих «версий». Тогдашний глава МИД Грузии Ираклий Менагаришвили назвал заявления грузинских политиков абсурдными.
Собственно, поборники версии «тектонического оружия» не могут объяснить, а в чем же был смысл применения такого оружия, если предположить, что оно существует. Так, Спитакское землетрясение не остановило нагорно-карабахский конфликт. Напротив, война разгоралась. Армения, несмотря на потери, понесенные в ходе землетрясения, только ужесточала свою позицию в конфликте.
Несмотря на гибель людей и материальные потери во время Рача-Джавского землетрясения 1991 года, местные жители также не прекратили военные действия. Хотя, казалось бы, надо дома восстанавливать, воевать некогда… Как бы не так. Даже колонна с гуманитарной помощью пострадавшему Цхинвалу из Северной Осетии не сразу достигла пункта назначения – в пути машины были обстреляны грузинскими боевиками.
Нынешнее землетрясение в Грузии на удивление все еще не сопровождается громкими версиями о подземном российском оружии. Хотя пошел уже второй день после стихии. Впрочем, нет, землетрясение уже стало оружием. Правда, не тектоническим, а пропагандистским.
Можно ведь поехать в пострадавший район или провести там выездное заседание правительства, изображая тревогу и заботу о пострадавших. Кстати говоря, такое заседание правительства Грузии уже намечено на 10 сентября.
А можно еще просить о материальной помощи и моральной поддержке зарубежные страны. Не случайно, видимо, Михаил Саакашвили говорил о «серьезном экономическом ущербе» на встрече с грузинскими послами, работающими за рубежом, а не с кем-нибудь еще. Правильную позицию разъяснял.
И кто после этого будет говорить, что тектонического оружия не существует?
Дмитрий Ремизов
Источник: Росбалт.RU |