Analitika.at.ua. Появившаяся в июне очередная информация о планах Азербайджана по закупке вооружения и военной техники в Израиле вновь заставила обратиться к проблеме милитаризации политики Баку. Однако для начала остановимся подробнее на закупках в Израиле.
Согласно имеющейся информации, речь идет прежде всего о приобретении средств разведки, в частности беспилотных летательных аппаратов. Сообщается также о планах строительства в Азербайджане предприятия по производству подобных систем. Несколько маловероятной выглядит информация о возможности сотрудничества двух стран в производстве бронетранспортера "Намер", так как последний отличается довольно высоким уровнем технической сложности и является новинкой, а в Израиле традиционно существуют определенные ограничения на экспорт последних разработок отечественного ВПК, особенно в секторе техники для сухопутных сил. Поступавшая ранее информация о закупках со стороны Баку израильского оружия в первую очередь касалась средств связи, разведки и управления, стрелкового оружия, а также артиллерийских систем.
В целом и эта серия закупок оружия в Израиле является лишь частью общего курса Азербайджана на наращивание военного потенциала, активно осуществляемого в последние годы. Так, на протяжении последних 5-6 лет очевиден неуклонный рост военных расходов Азербайджана. В 2003г. они составляли $144 млн, в 2004 - 247, в 2005 - 321, в 2006г. - уже 662 млн, а в 2007г. составили 941 млн, вплотную приблизившись к $1 млрд. В 2008г. этот показатель составил $1,2 млрд. Однако по заявлениям руководства страны, фактически на военные расходы в прошлом году было выделено $2 млрд, а в 2009г. они запланированы на уровне $2,3 млрд.
Отметим, что в отношении военных бюджетов Азербайджана очень сложно отделить истину от вымысла и пропагандистских заявлений как в силу специфики системы власти в стране, исключающей прозрачность в госрасходах, так и привычки руководства страны выступать с пропагандистскими заявлениями об очередном увеличении военных расходов.
Как бы то ни было, определенный рост военных расходов в Азербайджане имеет место, что находит отражение в достаточно активных закупках вооружений и военной техники за рубежом, о чем свидетельствует хотя бы официально декларируемая статистика. Как ранее сообщал "ГА", согласно данным Регистра обычных вооружений ООН, в период 2002-2007гг. Азербайджан приобрел 162 основных танка, 5 боевых бронированных машин, 260 артиллерийских систем и 27 боевых самолетов.
В военно-технической политике Азербайджана выделяется своеобразное "разделение труда": так сказать, "железо", т.е. боевые платформы советской разработки и производства приобретаются в первую очередь в странах СНГ и Восточной Европы, а более высокотехнологичные комплексы, прежде всего средства разведки, связи и управления, приобретаются в основном в Израиле. В то же время существует определенное несоответствие между декларируемым высоким уровнем военных расходов и динамикой военного строительства. У целого ряда стран при схожем уровне финансирования динамика наращивания прежде всего военно-технического потенциала более высокая. Это наводит на мысль как о наличии в военном ведомстве Азербайджана коррупционных "черных дыр", так и о скорее пропагандистском характере наращивания военных расходов Азербайджана. В то же время нельзя исключать и вероятности скрытых от мирового сообщества закупок оружия.
Происходящее неизбежно вызывает вопрос о природе милитаризации Азербайджана и ее перспективах. В основе роста военных расходов страны лежат доходы от продажи углеводородов. В этом плане поведение Баку вполне укладывается в схему, характерную для большинства нефтедобывающих стран, где параллельно росту доходов от нефти растут и военные расходы, происходит активная милитаризация страны. Легкие нефтегазовые деньги направляются не в экономику страны, а идут на военные расходы, закупку оружия, способствуя росту агрессивности элиты. В качестве примеров подобного рода можно привести скачкообразный рост военных расходов (конечно, в гораздо больших объемах, чем в Азербайджане) в Саудовской Аравии в 1970-80гг. и в Иране до Исламской революции 1979г.
В то же время очевидно, что фундамент азербайджанской милитаризации крайне неустойчив как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане. Во-первых, по мнению ряда экспертов, запасы углеводородов в Азербайджане постепенно иссякают и в недалеком будущем положение Азербайджана сведется к роли территории, по которой осуществляется транзит энергоносителей из стран Центральной Азии, что безусловно приведет к серьезному сокращению доходов госбюджета. Во-вторых, на экономике Азербайджана достаточно негативно отразится мировой экономический кризис. В последние годы приток средств обеспечивался во многом за счет неуклонного роста мировых цен на нефть. Сокращение мирового промышленного производства в условиях кризиса уже привело и к сокращению спроса на нефть и газ и как следствие - к падению цен на них.
Сочетание этих факторов рано или поздно неизбежно окажет воздействие на Азербайджан. Именно в этой ситуации Баку аукнутся средства, идущие на личное обогащение элиты и милитаризацию, которые можно было направить на развитие ненефтяного сектора, тем самым избежав губительных диспропорций в экономике и ее зависимости от экспорта энергоносителей.
Таким образом, перспективы нефтяного благополучия и дальнейшего роста военного бюджета Азербайджана на сегодня выглядят достаточно туманно, что может быть одним из факторов, толкающих Азербайджан на активность на дипломатическом поле. С другой стороны, эта же ситуация на каком-то этапе может создать у Азербайджана иллюзию временного преимущества и возможности силового решения карабахской проблемы. В любом случае на воинственную риторику Баку эти факторы никак не влияют...
Давид АРУТЮНЯН
Источник: Голос Армении |