Analitika.at.ua. Интервью директора института Кавказа, политолога Александра Искандаряна агентству АрмИнфо
- Г-н Искандарян, существует ли взаимосвязь между двумя недавними заявлениями президента Армении Сержа Саргсяна в адрес Турции и последующим парафированием соглашения о подписании двух протоколов в шестинедельный срок?
- Между Арменией и Турцией идет политический процесс, включающий в себя элементы давления, сигналы, которые стороны подают друг другу, а также попытки влияния друг на друга. Соответственно, оба заявления президента Армении просто не могли не учитываться в Анкаре. Турецкие высокопоставленные чиновники сами постоянно делают противоречивые заявления, а недавнее заявление министра иностранных дел Турции Ахмеда Давудоглу сделанное за два дня до парафирования документа о двух протоколах прямым образом противоречило их тексту. Таким образом, любое заявление сторон переговоров является частью достаточно серьезной политической игры, то есть в этой игре все взаимосвязано.
- Несмотря на то, что в связи с парафированием протоколов в Азербайджане уже говорят об антитурецких настроениях, власти Турции продолжают заявлять о необходимости возврата Азербайджану «оккупированных территорий». Возможно ли установление дипотношений с Турцией в обмен на 5 районов?
- Речь не идет ни о пяти, ни о семи районах, а тем более о самом Нагорном Карабахе. Заявления это конечно дело хорошее, но в то же время есть бумага, на которой написано совершенно другое. То есть Протоколы это еще не договор, но, тем не менее, в них нет ни слова об Азербайджане и Нагорном Карабахе. Это быть может самая важная составляющая этого документа. Что же касается, признания границ, то Армения десятки раз подписывала документы о признании границ различных стран мира, а более конкретно в Протоколах ничего не упоминается. Более того, если бы речь шла о том, чтобы открыть границы после того, как будет устраивающим Азербайджан образом урегулирован карабахский конфликт, то границы были бы открыты еще десять лет назад. Само существование армяно-турецкого процесса показывает нам наступление нового этапа в кавказской политике Турции. Естественно, что начало этого этапа обозначилось два-три года назад. Сейчас же происходит разделение проблемы армяно-азербайджанских взаимоотношений от проблем армяно-турецких. Документ о парафировании не был бы подписан в таком виде, если бы ситуация требовала скорейшего разрешения карабахского конфликта до разрешения армяно-турецких отношений. Собственно, все станет ясно через шесть недель. Однако, и сегодня турецкие аналитики и властная элита продолжают говорить совершенно разные вещи. То есть экспертное сообщество говорит об армяно-турецких отношениях в дискурсе карабахского урегулирования, однако министр иностранных дел Турции говорит о том, что граница будет открыта к новому году. Очевидно, что эти заявления противоречивы и имеют пропагандистскую направленность, причины же этой противоречивости следует искать внутри Армении. Реально же представить, что после футбольного матча между сборными Армении и Турции Нагорный Карабах вот так запросто отдадут Азербайджану просто невозможно.
- Подписание двух протоколов должно произойти в течение 6 недель. Данный срок подходит к концу как раз 14 октября. Возможно ли подписание протоколов президентами Армении и Турции в ходе визита Сержа Саргсяна в эту страну?
- Думаю, что срок в 6 недель и дата визита президента Армении, естественно, могут быть связаны. Я не думаю, что в этом случае совпадение в сроках произошло случайно. Думаю, что подписание протоколов состоится либо накануне, либо именно 14 сентября. Этот процесс привязан к визиту президента Армении в Турцию.
- Армяно-турецкие отношения сводятся исключительно к двусторонним или здесь роль первой скрипки все же играет геополитика?
- Думаю, что тут играют роль не только двусторонние отношения между Арменией и Турцией, так как они определяются исключительно в контексте международных отношений. Несомненно, что очень важную роль в этом процессе, если не определяющую играют США, кроме того, в этом очень процессе серьезно заинтересована Европа. Кроме того, в этой игре учитываются и позиция Москвы, а также Азербайджана. Армения и Турция существуют не в консервной банке, поэтому процесс просто не может не отражать интересы других стран. При этом, я убежден, что серьезная заинтересованность в установлении отношений с Арменией есть и в самой Турции. Эти силы далеко не маргинальны, находятся внутри правящей элиты, учитывая, что одним из моторов внешней политики Турции является Ахмед Давудоглу. То есть Турцию не просто заставляют наладить отношения с Арменией, в то время, как ей просто некуда деваться, это далеко не так. При этом, в Турции есть силы которые выступают против налаживания отношений с Арменией. При этом я вовсе не уверен в итогах соцопросов, согласно которым 70% турок выступают против открытия границ с Арменией. При этом, даже если это и так, то в Турции все равно есть внушительный сектор политической элиты выступающей «за» процесса. Потому что чеканная установка «ноль проблем с соседями», которую перманентно высказывает Давудоглу, означает именно это. Турция страна с имперской историей посему у нее есть проблемы со всеми соседями от Болгарии до Сирии и Ирака с Ираном. Новая политика Турции, согласно которой вхождение в ЕС является дальнесрочной целью Анкары, предполагает изменение имиджа страны, требуя нормализации отношений с соседями, в том числе и с Арменией. Кроме того, есть давление США, которые стремятся нормализовать регион, так как чем спокойнее будет внутри региона, тем спокойнее США будут чувствовать себя на Южном Кавказе – регионе с пересеченными границами. Нам только кажется, что блокирована лишь Армения. На самом деле сегодня блокированы все страны региона, и признанные и непризнанные. С Европой все еще проще, так как стремление Турции в ЕС прозрачно, прозрачен и ответ «играйте по нашим правилам, если хотите стать членом ЕС, а открытые границ с Арменией - одно из правил». Россия после пятидневной войны с Грузией, как минимум нейтральна в этом вопросе. У нее просто нет другого выхода, так как между Россией и ее союзником Арменией лежит Грузия, которая давно стала черной дырой для российской политики, что не оставляет Москве выхода для удержания влияния в регионе. То есть, ситуация по-своему уникальна, так как все выступают «за» открытия границы. Естественно, кроме Баку, мнение которого уже не столь важно для Анкары.
- То есть Турция может махнуть рукой на Азербайджан?
- Турки уже махнули рукой на Баку, иначе бы армяно-турецкого процесса попросту бы не было. А заявления Реджепа Эрдогана в Баку делаются в противовес подписанным документам. То есть, у процесса есть шанс, конечно, не 100%, но он есть. Я считаю, что шансы урегулирования отношений между Арменией и Турцией довольно велики, а шансы того, что все вернется к ситуации предшествующей 2008 году, нет.
- Вы не считаете при этом, что Турции намного выгоднее затягивание процесса, чем его завершение?
- Такой вариант действительно есть. Так как в Турции есть серьезные силы, которые выступают против налаживания армяно-турецких отношений, потому что турецкая элита испытывает серьезные трудности в этой связи. Именно поэтому турецкая элита вполне может походить еще по доске согласно этому варианту. Политическая элита Турции может заявить, что желает ратифицирования договоренностей с Арменией, но вот парламент не ратифицирует. Это нормально, и это вполне допустимо. Более того, подобна вероятность затягивания, в общем-то, равнозначна установлению дипотношений.
Беседовал Давид Степанян
Источник: АрмИнфо |