Analitika.at.ua. КОФЕ ПО-ТУРЕЦКИ И ПАРНИ С ШОССЕ
Местечко Конаклы до сих пор продолжает называться деревней, несмотря на обилие жилых многоэтажек, коттеджей, торговых центров, ресторанов и даже компьютерных центров и интернет-кафе. Кстати, на отечественных региональных сайтах, посвященных туризму, обнаружилось немало отзывов об отдыхе в нашем отеле. Легко догадаться, что нелестных из них оказалось немало. Начитавшись всего этого и сравнив с собственными первыми впечатлениями, мы решили, что играть в «последних героев» с «Анекс туром» нам хочется всё меньше. По вечерам тянуло во внешний мир, в переливающуюся огнями Конаклы или хотя бы в ночное море.
При том, что у нас «всё включено», иногда хотелось и чего-то вкусненького, «невключённого», хотя бы нормального кофе по-турецки, а не разведённых порошков с соевыми сливками или хорошо прожаренной бараньей ножки. Мы часто выбирались из своей небольшой, но неплохо декорированной резервации, чтобы побродить по здешним улочкам, посидеть в кафе или ресторанчике на площади с фонтаном. Возвращаясь как-то после очередной вылазки в Конаклы, возле шоссе напротив нашего отеля мы познакомились с замечательной командой, которую возглавлял некто Руслан, выходец из южных бывших союзных республик. Команда была представительством турагентства «Гланц тур», которое по всему побережью собирала желающих прокатиться по более чем двадцати маршрутам. Это те самые «уличные» турагенты, которыми «Анекс тур» пугал нас, как малышей стращают дядей милиционером. Ребята оказались вполне дружелюбными, общительными, но не навязчивыми.
Уже прокатившись с «Анекс туром» в Аланью и сравнив все расценки и прочие условия, мы здорово удивились, узнав, что всё то же можно «на улице» получить в два раза дешевле. На пробу решили прокатиться в аквапарк и не прогадали. За первой удачной поездкой с «уличными» турагентствами последовал рафтинг, то есть сплав на надувных лодках по горной порожистой реке. Были и поездки на яхте к затонувшему древнему городу Кеково с купанием в голубой лагуне, и посещение церкви св. Николая в античной Мире, где первоначально был захоронен великий чудотворец. Наш сын прыгал с 15-метровой высоты в волны, а все мы купались в открытом море. Общее настроение феерии на воде как-то притупляет чувство опасности. Однако, когда на твоих глазах одна из яхт въезжает прямо в пещеру, а металлические конструкции крыши её верхней палубы начинают сами собой складываться, накрывая туристов, очень быстро возвращаешься к реалиям.
Отправляя нас в одну из дальних экскурсий, Руслан из «Гланц тура» предупредил, что выезжать придется в четыре утра, так что в отеле надо заказать для всех ланч-пакеты, то есть «сухой паёк». Мы пришли в отель и обратились к дежурному администратору, тот сразу направил нас к украинке Алле, гиду от «Анекс тур». Алла тут же заявила: «Едете от уличного агентства? Пусть вам там и дают ланч-пакеты. Мы в этом случае не обязаны его предоставлять». Или это политика «Анекс тура» такая, или сказался «гидский» характер нашей Аллочки (Алла Толстикова), но получилось, как всегда в этой фирме – лучше соврать, чем упустить клиента. Вот ноги сами и несут к «уличным» агентам. Если вспомнить всё, что нам удалось успеть увидеть и испытать на себе с помощью Руслана и всевозможных пляжных развлекателей, то можно сказать честно – наш отдых удался.
КУСНИ ЛУКУМ!
Гид-турок Мехман как-то сказал, что каждую среду напротив нашего отеля на площади «строится большой рынок». Мы сразу представили себе грандиозную стройку: рытьё котлованов, закладку фундамента... Но почему только по средам? Нужно было дождаться середины недели, чтобы увидеть, как со всех сторон к площади с раннего утра стекаются автофургоны и фургончики, грузовики и легковушки. Они выстраиваются ровными рядами, образуя улицы и переулки, перекрёстки и площади рынка-городка. Над всем этим «караван-сараем» немедленно натягиваются полотнища ткани. Такая крыша, несомненно, защищает от прямых солнечных лучей, но при жаре в 45 градусов снаружи создает эффект парной бани внутри рынка, так как воздух совершенно перестаёт двигаться, но продолжает постепенно нагреваться. Как в этих условиях целый день проводят торговцы, для нас осталось загадкой.
У любого вошедшего на рынок туриста ощущение экстрима наступает через пять-шесть метров от входа. Если есть задача купить что-то конкретное, лучше прямиком бежать к цели, отбиваясь от довольно навязчивых продавцов. Я в этих случаях поднимал руки вверх и кричал «Нихт шисcен, парламентёрен», что вызывало необходимую реакцию – турки с хохотом меня пропускали дальше. В августе беспредметная прогулка по турецкому рынку абсурдна, так как при такой жаре просто опасна для жизни непривычных северян.
На рынке размещаются лотки, столы и прочие виды прилавков, вплоть до витрин и морозильных камер для мороженого и льда. Из транспорта выкладывается на столы, вывешивается на веревки и просто вываливается на землю несметное количество даров земли турецкой и прочих достижений турецкого же народного хозяйства. Торговый город в деревне Конаклы действительно «строится» каждую среду, бурлит страстями до глубокого вечера и рассыпается к ночи, чтобы вновь «построиться» ровно через неделю.
Купить на рынке можно всё. Так по настоянию старшего сына мы приобрели ему «серебряный» амулет на не менее «серебряной» цепочке по цене, достойной благороднейшей нержавейки. Рядом в избытке были выставлены «ролексы» по двадцать пять долларов за штуку, при этом торг вполне уместен, а цену можно снизить вдвое.
Особой системы в размещении товаров нет, так что пряности, чай и кофе соседствуют с дубленками и пляжными тапочками. Высоким качеством большинство товаров не отличается, по крайней мере, на московских рынках выбор хороших товаров из Турции намного больше. Единственное, пожалуй, ради чего стоит сходить на местный рынок, – за экзотикой. Здесь вам предложат кальяны, фески и шаровары немыслимых расцветок, гобеленовые покрывала, статуэтки из оникса, мрамора и дерева, пенковые трубки и мундштуки, а так же непременный атрибут любого приморского рынка – безделушки из гальки и ракушек. Кальяны на рынке покупать можно только для того, чтобы украсить интерьер. Большинство из них для курения не приспособлено из-за заведомо низкого качества. О покупке некогда знаменитого турецкого кальянного табака лучше забыть сразу. Теперь в Турции, как, впрочем, и в России, продается табак арабский.
Турция славится большими месторождениями оникса, который обрабатывают сотни мелких и крупных фабрик, изготавливая самые разные сувениры: статуэтки и брелоки, трик-трак и шахматы с инкрустированными досками, подсвечники и бокалы с графинами. Всё это великолепие представлено на рынках и в магазинах, но выбирать приглянувшуюся вещицу нужно с большой осторожностью, особенно, если вы надумали купить шахматы. Дело в том, что некачественную обработку поверхности, внутренние дефекты камня или отсутствие в материале нужного цвета здешние умельцы часто скрывают под толстым слоем прозрачного или цветного лака, от чего поделки теряют всякую ценность.
Раньше в магазинах, кафе, на рынках к вам обратились бы по-английски или по-немецки. Сейчас в Турции российских туристов подавляющее большинство, так что продавцы постепенно осваивают наш язык: «Прывэт! Как деля?» На рынке в Конаклы торговец, протягивая мне кусочек чего-то зеленовато-белого, выкрикивал: «Кусни лукум!» Я, было, совсем уж собрался куснуть, но тот добавил: «Лукум очень, очень кусни». Всё-таки я попробовал, действительно лукум оказался очень вкусным. На соседнем пляже массовик-затейник из местных с мячом подмышкой зазывал девиц на волейбольную площадку, крича: «Я тебья лублу! Давай, давай». Похоже, что с русским языком в Турции уже всё в порядке, так как общий смысл всегда понятен. На огромной вывеске одного из магазинов «Textil» аршинными буквами написано: «Пастелное белые, халать, плед, скатер, тюл, полотенцы, покры вал, коврики. Добро пожаловать!» Среди торгового люда много азербайджанцев, армян, в обслуживающем персонале отелей работают турки-месхетинцы, молдаване, украинцы. Некоторые из них раньше старались русский язык, да и самих русских, забыть как можно скорее. Сейчас в Турции им пришлось вспомнить всё. «Жить-то надо», как сказал один турок-продавец, поразивший меня владением нашей речью.
Андрей АСТАФЬЕВ,
Источник: Агентство РБИ |