Analitika.at.ua. Занявший полосы центральных мировых изданий сюжет об армяно-турецком примирении затмил по своей интенсивности другой важнейший исторический момент - попытки действующего турецкого руководства урегулировать курдскую проблему, взрывоопасный потенциал которой для турецкого государства несопоставим с армянским вопросом. Почему турецкие власти взялись за решение этих двух острейших проблем одновременно, хотя логика подсказывает, что им было бы гораздо удобнее и безопаснее разруливать их step by step? Версия о том, что оба процесса подталкиваются звонками и наездами из Белого Дома, не внушает доверия, поскольку Турция не является тем государством, руководство которой действовало бы столь опрометчиво и слабо. Очевидно, здесь работает внутренний механизм, понукающий правительство Эрдогана к оперативным и нестандартным решениям. Судите сами: исламисты, пытающиеся найти общий язык с армянами и курдами - явление, как минимум, из ряда вон выходящее.
Правительство "цивилизованных исламистов" Эрдогана испытывает серьезный дискомфорт в связи с развертыванием в Турции тесно связанной с Израилем подпольной военно-политической сети антиисламистов "Эргенекон". В стране не прекращаются беспрецедентные аресты и разоблачения. В наполненную интригой борьбу правящей партии "Справедливость и развитие" с "Эргенеконом" втянуты ведущие турецкие СМИ, перманентно всплывают имена высокопоставленных военных, политиков и общественных деятелей. Однако содержание этой борьбы, её предмет - тайна даже для сведущих турецких политических деятелей и экспертов. На поверхности желание "Эргенекона" свергнуть правительство путем чуть ли не физического уничтожения лидеров правящей группировки, а также яростное сопротивление последних, результатом которого и можно считать массовые аресты.
В рамках расследования дела об "Эргенеконе", в Турции арестованы, по крайней мере, 200 человек, и это вовсе не случайные люди или наемные террористы - речь идет о весьма уважаемых членах турецкого истеблишмента. Очевидно, что подпольная и весьма агрессивная борьба "Эргенекона" не может развиваться вокруг классических протестных тем - экономического развития или даже внешнеполитической стратегии. Публикации турецких СМИ позволяют сделать вывод, что "Эргенекон" развивает свою борьбу не на публичном поле, а в совершенно иной - операционной плоскости, используя самые неожиданные, но при этом самые действенные механизмы и рычаги. Очевидно, среди таковых максимальную опасность для правительства Эрдогана могут представлять две темы - курдская и армянская, решением которых оно в настоящее время и занято.
Другое дело, что стратегия, финансирование или технологическая поддержка "Эргенекона" вполне может осуществляться внешними силами, например, тем же Израилем, о чем уже в открытую твердят многочисленные источники. В частности, арабский канал "Аль-Джазира" недавно распространил сообщение о том, что якобы израильская разведка МОССАД имела четкое намерение убить турецкого премьер-министра. При этом ссылка была сделана на "результаты расследования", которое было проведено в связи с деятельностью группировки "Эргенекон". О непосредственной связи между Израилем и "Эргенеконом" заявил изданию Today`s Zaman и председатель Международного центра стратегических исследований (USAK) Седат Лачинер. По его словам, Тель-Авив использует его для проведения "грязной операции" по свержению правительства Эрдогана.
Интерес Израиля во влиянии на внутриполитическую ситуацию в Турции прямой - не допустить турецко-иранского сближения. В этом контексте курдский фактор - золотой инструмент для корректировки указанной перспективы. Интенсивность курдского протеста в сложившихся региональных реалиях может легко управляться Израилем через Соединенные Штаты, полностью контролирующие Иракский Курдистан.
Турецкое руководство, вне всякого сомнения, остро ощущает угрозу, а поэтому время от времени предпринимает попытки добиться лояльности исламского мира, что создаст иллюзию способности при желании организовать региональный афронт израильско-американским поползновениям. Резкий наскок турецкого премьера Эрдогана на президента Израиля Переса на экономическом форуме в Давосе - характерная деталь описанной расстановки. Однако курдскую проблему таким образом не нейтрализовать.
Примечательно в данном контексте заявление экс-премьера Турции Неджметина Эрбакана. По сообщению газеты Radikal, последний заявил, что "инициатива турецкого правительства относительно решения курдского вопроса является всего лишь игрой Израиля, цель которой - превратить Турцию в одну из своих провинций". Как отмечает издание, Эрбакан раскритиковал правящую партию Турции "Справедливость и развитие", лидерами которой, как известно, являются президент Абдулла Гюль и премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган. Бывший премьер-министр обвинил последних в отсутствии опыта в управлении государством, подчеркнув, что у них "умственные способности, как у ребенка". Он призвал народ и власти Турции не становиться игрушкой в чужих руках и быть начеку.
Что касается армянского вопроса, то тут у Израиля и "Эргенекона" рычагов внутри самой Турции нет, поскольку нет там и самого выразителя проблемы - армянского народа. Однако неожиданное, даже необъяснимое сближение Израиля и Азербайджана позволяет предположить, что и здесь технологическое решение было найдено, поскольку влиять на армянский фактор удобнее и эффективнее всего можно из Баку. Если принять за основу данную линию, то вполне логичное объяснение получает мощнейший азербайджанский демарш, устроенный по поводу последних армяно-турецких инициатив.
Более того, именно на пике обострения азербайджано-турецких отношений, когда Баку фактически показал готовность к торпедированию стратегического сотрудничества с Турцией в нефтегазовой сфере, в Азербайджан прибыл с визитом Шимон Перес. Важно отметить, что Перес выступил в Баку отнюдь не в роли голубя мира с Ближнего Востока, а наоборот - речь шла о сотрудничестве в сфере военной промышленности. Нетрудно представить, каким образом это было воспринято в соседней Армении, находящейся с Азербайджаном в условиях тлеющего военного конфликта. Не стоит доказывать, что эвентуальный военный сценарий урегулирования карабахского конфликта станет серьезнейшим вызовом для турецкого правительства, поскольку поставит перед ним ребром целый комплекс проблем - от военно-политических до транзитно-коммуникационных. Очевидно также, что такой поворот событий ни в коей мере не впишется в логику инициированной правительством Эрдогана линии на примирение с Арменией параллельно с разрешением карабахского конфликта. Взрыв в Карабахе автоматически сорвет процесс армяно-турецкого примирения и станет козырем в руках "Эргенекона".
Администрация президента Азербайджана Ильхама Алиева, прекрасно осведомленная о нюансах внутриполитического и общественного расклада в Турции, в такой ситуации была бы трижды не права, если бы не развивала диалог не только с правящим классом, но и противоборствующим лагерем, тем более, что подходы его представителей по армянской проблематике не могут не импонировать азербайджанским властям. Но даже если Алиев проявляет осторожность в контактах с "Эргенеконом", то сама эта организация, построившая сеть в Турции, вряд ли стала бы осторожничать в Азербайджане. В данном контексте симптоматична версия о причастности "Эргенекона" к громкому убийству командующего ВВС и ПВО министерства обороны Азербайджана Раиля Рзаева, транслированная, кстати, влиятельной турецкой газетой "Ени Шафаг". Рзаев был опытнейшим военным и одним из самых приближенных к президенту Ильхаму Алиеву генералов. В числе прочего, он обеспечивал безопасность полетов главы Азербайджана. По откликам азербайджанских источников, Рзаев - кадровый офицер, который был на высоком счету у покойного Гейдара Алиева, выступал в проблеме урегулирования отношений с Арменией с мирных позиций.
В отличие от Турции, где "Эргенекон" опирается в основном на военные круги, в Баку именно высшие военные и старая азербайджанская гвардия, уходящая корнями в советское прошлое, - преграда. Поэтому контингент организации здесь совершенно иной - это молодые и амбициозные чиновники и сотрудники спецслужб, получившие образование в Турции и на Западе. Некоторым из них даже позволено открыто транслировать собственное видение внешнеполитической линии и приоритетов Азербайджана, даже если оно в некоторой степени противоречит тезисам, артикулируемым главой государства. На днях симптоматичной фигурой в этом плане неожиданно резко выступил завотделом администрации президента Азербайджана Эльнур Асланов, который в роли активного публичного комментатора зарекомендовал себя лишь недавно и сразу же обнажил свои карты. В частности, комментируя позицию Москвы, озвученную Дмитрием Медведевым на совещании по вопросам прикаспийского сотрудничества по поводу запрета на размещение на Каспии военных сил внерегиональных стран, что прямо противоречит азербайджанско-американской программе "Каспийский страж", Асланов заявил: "Все, что мы делаем, отвечает нашим национальным интересам и нацелено на обеспечение национальной безопасности государства. Азербайджан - активный сторонник установления мира в регионе. Мы сотрудничаем с Соединенными Штатами в целом ряде вопросов, так же как и с Россией". Он обратился и к перспективам антироссийского и антииранского проекта NABUCCO: "Вполне очевидно, что NABUCCO будет реализован, тем более, финансовый кризис на Западе по ряду прогнозов идет на убыль. Это проект геоэкономического характера, поэтому в нем есть очень большая заинтересованность". Говоря же о перспективах СНГ в свете выхода из Содружества Грузии, Эльнур Асланов заявил: "Что же касается самого СНГ, то эта структура все же испытывает большие сложности с тем, чтобы уже который год доказать свою состоятельность и эффективность". По его словам, "когда один из членов Содружества оккупирует территорию другого государства-члена организации, то вполне естественно возникает вопрос о том, как долго такая ситуация может сохраняться... В свете функционирования в мире более действенных союзов, которые обеспечивают своим членам политическую и экономическую безопасность и перспективы, СНГ безусловно топчется на месте".
Итак - тройной удар по российским позициям со стороны Асланова - военный, экономический и политический, и это на фоне декларируемого Ильхамом Алиевым стратегического партнерства с Россией.
Это не мешает Асланову ровно через неделю упрекнуть информационное агентство REGNUM в намерении "посеять раздор между Азербайджаном и Россией, ввести в заблуждение общественное мнение стран СНГ" - того самого СНГ, которое "топчется на месте"? В гневном письме по поводу опубликованной агентством утечки из администрации президента Алиева о совещании, посвященном процессу армяно-турецкого примирения, Асланов вспоминает даже "Договор о дружбе и стратегическом партнерстве" между Азербайджаном и РФ, в логику которого, видимо, укладывается позиция чиновника по NABUCCO и американской "Каспийской страже". Однако не это самое главное.
Ильнур Асланов вдруг совершенно неожиданно затрагивает совсем другую тему - статью "России и Армении нужен независимый Курдистан", хотя никакого отношения к информации о совещании в администрации Алиева данная статья не имеет. И это понятно: она прямо затрагивает его работу как официального агента влияния военных кругов Турции по линии "Эргенекона". Именно его интересам противоречит информационная увязка курдского и армянского вопросов в ситуации, когда правительство Эрдогана пытается решить их в единой хронологической последовательности. Это - прямой удар по задаче "Эргенекона" разделить и развалить оба процесса. И поэтому "Эргенекон" уже не скрывает своей агентуры в Баку.
Виктор Якубян
Источник: politicstyle |