Пятница, 29.03.2024, 13:56
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Сентябрь » 4 » В карабахском урегулировании Баку поставили "шах"
В карабахском урегулировании Баку поставили "шах"
14:27

Analitika.at.ua. Подписание между Турцией и Арменией при посредничестве Швейцарии "Протоколов", предусматривающих процедуру нормализации отношений между двумя странами, выявило, прежде всего, два стиля дипломатии - турецкий и азербайджанский. И вот почему. Кто-то кого-то все время серьезно "водил за нос", поскольку в противном случае трудно понять логику действий, прежде всего, Баку.

 

Судите сами. Еще летом 2007 года, когда в Швейцарии начались так называемые секретные переговоры между Анкарой и Ереваном, именно через турецкие СМИ стали быстро допускаться "утечки информации". Когда же в конце апреля 2009 в Стамбуле между Турцией и Арменией была подписана "Дорожная карта", те же самые турецкие СМИ, уже со ссылкой на "источники" в МИДе, сообщали, что Азербайджан "с самого начала подробно информировался о ходе швейцарских контактов". Именно в причинах Бакинского молчания - суть сложившейся интриги. Только после того, как "Дорожная карта" стала фактом дипломатической истории, в Азербайджане забили тревогу. Но на том этапе дело кончилось тем, что в столицу Азербайджана прибыл глава правительства Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который, выступая 14 мая 2009 года в Милли Меджлисе Азербайджана, заверил: "Турция закрыла свои границы с Арменией после того, как Армения оккупировала азербайджанские земли. Границы могут быть открыты после окончания оккупации. Мы не сдвинемся с этой позиции ни на шаг до тех пор, пока с этим не согласятся наши азербайджанские братья. Все это связано друг с другом и не может быть разделено".

 

Вслед за этим президент Азербайджана Ильхам Алиев получил все основания публично объявить закрытым процесс "Дорожной карты". То есть с формальной точки зрения Азербайджан продемонстрировал свою абсолютную непричастность к секретным переговорам и сохранял возможность для дипломатических маневров. Их суть была простой: во что бы то ни стало сохранить увязку с общим карабахским уравнением проблемы нормализации турецко-армянских отношений.

 

Однако вскоре на сайте Белого Дома были опубликованы рассекреченные новые "Мадридские принципы" по карабахскому урегулированию, что, по мнению турецкой газеты Sabah, "предоставляло реальные возможности для Турции со ссылкой на "Мадридские принципы" заявлять, что в урегулировании карабахского конфликта есть прогресс, и Турция имеет все основания продолжать процесс урегулирования отношений с Арменией". Поэтому в сложившейся ситуации Баку вынужден был официально продолжать участвовать в разгоравшейся дискуссии по проблеме карабахского урегулирования. Но в русле "Мадридских принципов" - без ссылок на них. Именно это обстоятельство загоняло в информационный угол высокопоставленных чиновников администрации президента Азербайджана, которые громко размышляли о составе возможного миротворческого корпуса в зоне карабахского конфликта. Но по сути это означало следующее: во-первых, они были хорошо информированы о сюжетной стороне ведущихся новых секретных турецко-армянских переговоров, во-вторых, они, похоже, утратили контроль над ситуацией и уже не имели иного способа повлиять на ход событий, как только организовывая утечки через национальные СМИ. Но и в данном случае всех опередила Турция. Информагентство ANKA со ссылкой на Эрдогана сообщило, что "на острове Хейбелиада состоялась встреча турецкой и армянской стороны", и что "возможно будет сделано несколько важных шагов". Когда же состоялось подписание турецко-армянских "Протоколов", то азербайджанскому МИДу ничего не оставалось, кроме как ссылаться на уже упомянутое выступление главы турецкого правительства в меджлисе. "Однако, принимая во внимание, что данный вопрос напрямую затрагивает национальные интересы Азербайджана, - констатировал МИД Азербайджана,- открытие армяно-турецкой границы без урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского вопроса противоречит национальным интересам Азербайджана".

 

Теперь посмотрим, каким образом будут отражаться в идущем процессе нормализации турецко-армянских отношений азербайджанские интересы. Вновь бросается в глаза стилистика турецкой дипломатии. "Мы не просто пришли к подписанию с Арменией протокола о нормализации отношений, мы провели за это время очень сложную дипломатическую работу. Турция перед этим также получила гарантии о скорейшем решении Карабахского конфликта. После того как нам обещали страны-сопредседатели МГ ОБСЕ, что они приложат все усилия для решения Карабахского конфликта, мы пошли на этот шаг. Мы свое дело сделали, сейчас время для ответных шагов со стороны МГ ОБСЕ, - так прокомментировал ситуацию газете Huriyyet высокопоставленный источник в МИД Турции. - Мы никогда не сделаем тех шагов, которые будут во вред нашим азербайджанским братьям. Баку постоянно информировался о ходе армяно-турецких переговоров, и мы надеемся, что решение Карабахской проблемы найдет свое решение в ближайшее время".

 

В свою очередь, министр иностранных дел Турции Ахмед Давудоглу, по сообщению газеты Radikal, в ходе своих телефонных разговоров с главами МИД США, Франции и России дал понять, что парламент Турции не ратифицирует протоколы о нормализации отношений с Арменией, пока не будет достигнут прорыв в Карабахском урегулировании.

 

Но как это сделать практически? Дело в том, что в "Протоколах", а также в принятом совместном заявлении МИД Армении и Турции плане мероприятий нет ни одного слова об условиях карабахского урегулирования. Поэтому проблемы в ратификации или не ратификации этих документов как со стороны турецкого, так и армянского парламентов не предвидится. Парламентариям предложат поверить на слово своим главам государства или внешнеполитических ведомств, которые будут ссылать на гарантии великих держав, ОБСЕ или даже ООН о том, что вслед за нормализацией отношений между Анкарой и Ереваном сразу - если не одновременно - начнется процесс карабахского урегулирования. Однако такой процесс предусматривает ряд неизбежных дипломатических процедур.

 

Во-первых, армяно-азербайджанская договоренность о готовности начать переговоры. Во-вторых, при любом сценарии урегулирования - освобождении 5 или 7 районов Азербайджана, создании Лачинского коридора и т. д. - неизбежно в переговорный процесс будет включен Степанакерт (Ханкенди). В-третьих, если за основу урегулирования будут приняты новые "Мадридские принципы", то в Карабахе неизбежен референдум, при котором азербайджанская сторона вынуждена будет дискутировать не о возвращении Карабаха в зону своей юрисдикции, а о правах возвращающихся в Карабах беженцев-азербайджанцев. В-четвертых, в случае, если Баку откажется признать Степанакерт (Ханкенди) в качестве субъекта переговорного процесса, то карабахское урегулирование будет вновь на определенное время заморожено.

 

Зато Анкара будет считать свою миссию перед мировым сообществом выполненной, а Баку будут выталкивать из зоны "цивилизованной Европы" в силу отказа следовать предлагаемым ему правилам действий. В то же время сие будет означать начало осуществления нового сценария, когда Турции придется решать уже собственные проблемы - проблемы сохранения геополитической идентичности.

 

Станислав Тарасов

Источник: arnews.ru

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 717
Календарь новостей
«  Сентябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru