Analitika.at.ua. В Протоколе об установлении дипломатических отношений между Республикой Армения и Турецкой Республикой нашли отражение два положения, которые перечеркивают все миссионерское начало Третьей Республики, если, конечно, такое начало в ней было заложено. Наверное, нужно было изначально признать, что новая армянская государственность не является правопреемницей национальной истории. По крайней мере тогда не было бы и соответствующих ожиданий, а значит, и разочарования. Разлетелись бы кто куда и не переносили бы всех этих лишений и надругательств…
ПЕРВОЕ ИЗ НАИБОЛЕЕ НЕПРИЕМЛЕМЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ГЛАСИТ: "Вновь подтверждая двусторонние и многосторонние обязательства по уважению принципов равноправия, суверенитета, невмешательства во внутренние дела других стран, признанию территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ, стороны…" и так далее. Совершенно очевидно, что под понятием "другие страны" следует понимать в первую очередь Азербайджан, а под словосочетанием "невмешательство во внутренние дела других стран" - проблему Нагорного Карабаха именно как "внутреннюю" для Азербайджана. Наши власти могут говорить что угодно и как угодно, но иного толкования в природе не существует. Процитированное положение однозначно локализует важнейший вопрос нынешнего дня армянской истории в рамках государственных границ Азербайджана, делает его "внутренним делом" этой страны. Сторонами признается территориальная целостность государств, стороны признают нерушимость государственных границ.
Уже известно, что осенью текущего года официальный Баку намерен внести в повестку Генеральной Ассамблеи ООН проект резолюции об уважении территориальной целостности Азербайджана на основании подписанного армяно-турецкого протокола. Принимая во внимание международную эйфорию по поводу принятого документа (кто только ни выразил свой восторг по этому случаю) и вместе с тем ничуть не меньшую эйфорию действующей в Армении власти, сомневаться в том, что проект азербайджанской резолюции будет принят, не приходится. За "голубыми касками" (причем уже не только в зоне противостояния, а по всей протяженности границ Советского Азербайджана) дело уже не станет.
ВТОРОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДОПОЛНЯЕТ ПЕРВОЕ: "Подтверждая на основании соответствующих международно-правовых соглашений обоюдное признание общей границы между двумя странами…" и так далее. Данное положение означает, что армянская власть официально отказывается от территориальных притязаний в перспективе, лишая будущих президентов возможности (международно-правовых оснований) поднимать этот вопрос.
Армяно-турецкая граница реально исчисляется не в пространстве, а во времени. Это не пара сотен километров, разделяющих одну часть исторической Армении от другой, а несколько чередующихся столетий, в течение которых в отношении армянского населения было реализовано много разных изуверских проектов, в том числе Геноцид. Именно в ходе Геноцида и были очерчены контуры и протяженность нынешней "армяно-турецкой границы".
Говорить о признании этой границы, значит подписываться под полной и безоговорочной капитуляцией армянской идеи, официально демонстрировать ее уязвимость, уродливость, ущербность и слабость.
Арис КАЗИНЯН
Источник: Голос Армении |