Понедельник, 15.08.2022, 03:35
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Сентябрь » 3 » Властелин органа
Властелин органа
00:09

Analitika.at.ua. Он широко признан и любим не только в Армении, но и за рубежом, хотя он и не волшебник. Он - артист. Его инструмент - орган, могучий, грозный, царь царей среди инструментов, ни один из которых не может сравниться с ним по звучности, мощи, силе. Для его верных многолетних и многочисленных почитателей он сам, Ваагн Стамболцян, является королем этого инструмента. Тонкий исполнитель, глубокий интерпретатор, он является основателем армянской органной школы. Именно его исполнительской деятельности обязана своим зарождением и развитием армянская органная культура. С именем В.Стамболцяна и его учеников связано и широкое признание этой школы за рубежом.

 

Вспоминаются далекие студенческие годы, когда мы впервые попали на сольный концерт Ваагна в Союзе композиторов, где впервые в Армении был установлен орган. Зал был переполнен, многие сидели на бордюрах на улице. На сцене появился строгий, со спокойным лицом и пристальным взглядом артист. Поклонившись публике, он сел за инструмент. И полился мощный, ликующий солнечный поток звуков, от которых сжималось сердце. Слитые с музыкой двигались его пальцы на клавишах. Артист один управлял страстями, стихиями и судьбами. Мощный заряд нес в себе каждый взятый им звук, и невозможно было не поддаться этой гипнотической силе - сила эта властно владела всем залом. Словно настраивая слушателя по собственному камертону, артист заставлял в каждом звучать новые, еще неведомые струны... В те далекие годы мы еще не знали его. Мы открывали его для себя. Но было ясно одно: в концертную жизнь входил огромный художник.

 

С годами он стал нам дорог неповторимостью своего творческого облика: мы узнавали его по первым же характерным очертаниям его отшлифованного исполнительского почерка. Он создал свой исполнительский стиль и стал любимцем самой взыскательной публики не только в нашей стране, но и за рубежом.

 

С момента первых выступлений Стамболцяна начинается новый концертный период в музыкальной жизни Еревана. Сюда приезжают на гастроли известные миру органисты, с которыми наша публика знакомилась впервые. Это артист из Франции М.Дюрюфля, эстонец Р.Уусвяли, знаменитый Г.Гродберг (Россия) и другие. Выступления Ваагна Стамболцяна, а впоследствии и его учеников, и гастролеров из разных стран позволили ереванцам ознакомиться с огромным репертуаром органной музыки. Концерты органной музыки послужили стимулом и для нашей композиторской школы: музыку для органа стали писать такие авторы, как Тигран Мансурян, Авет Тертерян, Ерванд Ерканян и другие композиторы.

 

По-разному происходит развитие крупных творческих личностей. Сравнение ранних образцов исполнительского искусства Стамболцяна с теми, что относятся к более позднему времени, вызывает ощущение редкой естественности, гармоничности творческой эволюции, по законам которой развивалось его искусство.

 

Репертуар органиста воистину необъятен: в него входят произведения для органа Иоганна Себастьяна Баха, старинная музыка, сочинения композиторов-романтиков, средневековой армянской музыки, современных зарубежных и армянских авторов. И все же сам мастер называет своими кумирами  Баха, Генделя, армянские шараканы в обработках М.Екмаляна, Комитаса, Л.Аствацатряна, Е.Ерканяна. Он открывает нам сокровенные глубины этих непохожих друг на друга гигантов музыки, и они открывают нам мир самого Стамболцяна - исполнителя.

 

Орган не случайно называют королем инструментов. Он требует от исполнителя безупречного вкуса, жесточайшей дисциплины, виртуозной техники, особой любви и вдохновения. Этими достоинствами Стамболцян обладает в полной мере. Он тщательно оберегает себя от посягательств внешнего мира, его можно было бы обвинить в эгоцентризме, если бы не предельная его щедрость в самоотдаче музыке и нам - слушателям. Кажущаяся нерешительность в миру оборачивается проявлением могучей художественной воли.

 

Ваагн Стамболцян не тщеславен. Он не любит афишировать свои успехи, от него невозможно добиться интервью. Важнейшая черта его характера - естественное, неафишируемое, но и непоколебимое чувство внутренней свободы и независимости. Именно эта черта влечет к артисту многих его коллег. Искусству Ваагна Стамболцяна многие из нас обязаны самыми светлыми мгновениями своей жизни. Слушая, как он исполняет армянскую духовную музыку или своего кумира Баха, мы поднимаемся к вершинам духовной жизни, отвергаем суету и обыденность, покидаем пределы повседневности. Тут музыка перестает быть искусством, а становится духом человеческим. И невозможно не поддаться его артистическому воздействию.

 

Более полувека дарит артист нам свое искусство. За всем этим - жизнь мастера, его великий труд, равный каждодневному жертвоприношению себя искусству, которое, словами поэта, "не читки требует с актера, а полной гибели всерьез". Для артиста всегда существовал один путь: поверить музыке, пережить ее, сделать своей и только таким образом познать в ней то общечеловеческое, что было свойственно великим композиторам.

 

Играть Баха - для него величайшая радость. Именно его музыка способствовала тому, что со второго курса фортепианного факультета Ереванской консерватории, где он учился в классе незабвенного Арно Бабаджаняна, Стамболцян перевелся в Ленинградскую консерваторию, в класс известного органиста и педагога И.Браудо, воспитавшего целую плеяду учеников. Орган стал главной школой Стамболцяна, открыл ему, где таится музыка. Не фортепиано, не теоретические дисциплины, а орган, в котором он благодаря великому Баху услышал голоса земли и неба. Когда-то было сказано: "Если б город зазвучал, как оркестр, наверное, музыка его была бы похожа на музыку Баха. На его "Пассакалию", на его "Магнификат", органные прелюдии и фуги. Удивительно, как современна эта музыка"... Для Стамболцяна музыка Баха - это противостояние той беспощадной жестокости, с которой действительность обрушивает на нас буквально лавины поводов для отчаяния, недовольства, раздражения. Слушая органную музыку Баха, ощущаешь причастность к таинствам мироздания, гармонии добра.

 

Велика заслуга Стамболцяна в пропаганде армянской средневековой музыки. Это отмечает и патриарх армянской современной музыки Эд.Мирзоян: "Именно в его исполнении впервые на концертной сцене прозвучали лучшие образцы армянской средневековой музыки. В творческом содружестве со Стамболцяном впервые открылся обаятельный талант Лусине Закарян. Впервые в Советской Армении В.Стамболцян с певицей Л.Закарян исполнением армянской духовной музыки на совместных концертах отметили дату Геноцида армян 1915 года. Было это 24 и 25 апреля 1965 года. Благодаря Стамболцяну армянская духовная музыка вошла в репертуар многих европейских органистов".

 

Очень много места в творчестве Стамболцяна занимает педагогическая деятельность. Еще в 1966 году по его инициативе в Ереванской консерватории открывается органный класс, где обучались теперь уже известные органисты, - А.Адамян, К.Агабекян, Л.Абрамян... В методе преподавания В.Стамболцяна особенно отчетливо проявляется синтез художника и человека. Самое большое значение он придает своеобразию личности будущего артиста. Вместе с тем он умеет помочь молодым органистам в реализации их собственных возможностей.

Главное для Стамболцяна - не делать скидку на непонимающего слушателя, всегда играть, максимально реализуя свои возможности. Только таким образом  можно воспитать поколения любителей органной музыки, которые будут вновь и вновь стремиться услышать великое наследие классики, захотят познакомиться с сочинениями современных авторов. Во многом такой интерес определяется личностью самого Стамболцяна, его фанатичным служением любимому делу, свидетелями чего были слушатели самых престижных залов мира.

 

Орден Св.Месропа и Св.Саака, которым недавно был награжден народный артист республики В.Стамболцян в Эчмиадзине за выдающиеся заслуги в развитии музыкального исполнительского искусства, достойно венчает дело его жизни. "Я счастлив, если счастье - вечное движение, вечная необходимость служить своим искусством людям, делать что-то доброе". И он продолжает свой путь, постоянно расширяя границы своей деятельности.

 

Наталия ГОМЦЯН

Источник: Голос Армении

Категория: Культура | Просмотров: 755
Календарь новостей
«  Сентябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru