Analitika.at.ua. Карабахский конфликт, которому уже 20 с лишним лет, думаю, более всего связан с разнообразными ресурсами и транзитными преимуществами спорной территории. Но об этом, в буквальном смысле, - заговор умолчания. Например, по последним данным Министерства природных ресурсов и экологии Азербайджана, не опровергаемым армянской стороной, в Нагорном Карабахе более 30 армянских компаний добывают золото и другие ресурсы. Одна из золотодобывающих компаний Армении (FDM), начав свою деятельность в этом регионе в 2001 году, добыла с тех пор более 16 тонн золота, в одном только 2008-ом - свыше 4 тонн. Всего в Нагорном Карабахе находятся 155 разведанных сырьевых месторождений, в основном с промышленными запасами, в том числе, 5 золоторудных, 6 ртутных, 2 медных, 1 свинцовое, 1 цинковое, 14 самоцветных камней, 9 гипсовых, 4 мраморно-туфовых, 10 - минеральных вод, 7 - лечебных грязей.
А по данным 2008 года Минпрома самопровозглашённой Нагорно-Карабахской республики, ещё с давних времён обнаружены залежи и проявки многочисленных видов металлов, в особенности цинка, свинца, меди, золота, серного колчедана, железа. В регионе также имеется много залежей мрамора и мраморизированного известняка с разнообразными цветовыми оттенками. Здесь находятся также запасы гранита, базальта, туфа, сырья для производства графита.
Вдобавок, в Нагорном Карабахе возможна нефть: по мнению начальника отдела подземных энергетических ресурсов Минэнергетики Армении Гарика Бабуряна, вероятность обнаружения нефтяных месторождений в Нагорном Карабахе намного выше, чем в Армении. В регионе даже есть места, где проявления нефти выходят на поверхность, хотя это ещё не признак наличия промышленных запасов.
А вот что касается транзитного, особенно нефтегазотранзитного фактора, то, согласно исследованиям армянских и азербайджанских специалистов (в том числе ещё советского периода), именно через Нагорный Карабах достигаются кратчайшие расстояния и минимальные вложения. Сегодня это актуально при создании и использовании того же трансконтинентального газопровода "Набукко" (Каспий – Азербайджан – Турция - Восточная и Центральная Европа); при перекачке азербайджанской и туркменской нефти в Турцию и через Турцию - в Европу; наконец, - в железнодорожных и автоперевозках между Турцией и Азербайджаном, то есть между Каспийским бассейном и Турцией.
Ещё в 1960-х и 1970-х годах существовали проекты сквозного железнодорожного сообщения, нефте- и газопровода Баку - Нагорный Карабах - Южная Армения - Нахичеванская автономия Азербайджана - Турция, но руководство Армении, в основном по политическим причинам, "заморозило" такие проекты и убедило в их несвоевременности высшее руководство СССР.
Похоже, именно упомянутые факторы лежат в основе территориальных споров, касающихся Нагорного Карабаха. Скорее всего, те же факторы стимулируют и конкуренцию между другими государствами и их компаниями, давно заинтересованными в "одностороннем" овладении важными транзитными путями и природными ресурсами Нагорного Карабаха, а в более широком контексте - всего Южного Закавказья.
Алексей Балиев
Источник: stoletie.ru |