Главная » 2013»Июль»20 » "Золотой абрикос" завершился фильмом о Параджанове
"Золотой абрикос" завершился фильмом о Параджанове
00:30
Analitika.at.ua. Накануне ереванского показа художественного фильма
"Параджанов", прошедшего в рамках X Международного кинофестиваля
"Золотой абрикос", режиссер и исполнитель главной роли Серж Аветикян
был взволнован не на шутку. На Международном кинофестивале в Карловых Варах,
где состоялась мировая премьера картины, "Параджанов" был представлен
дважды и тепло принят как зрителем, так и съехавшимися в этот чудесный чешский
город кинематографистами. Как будет принят фильм в Ереване, где к Параджанову
относятся как к идолу? - этот вопрос Серж Аветикян задавал себе не один раз.
"ДЛЯ ЕРЕВАНЦЕВ СЕРГЕЙ ПАРАДЖАНОВ - ИКОНА, ОН НЕ ТОЛЬКО
присутствует здесь в "музейном облачении", но и захоронен на
городском Пантеоне, а это значит, что его дух витает над городом постоянно.
Посему мнение публики, собравшейся в Красном зале кинотеатра
"Москва", для меня было особенно важным, - сказал после показа фильма
С.Аветикян. - Мне хотелось одного: создать для зрителя атмосферу свободного
восприятия картины, чтобы он смог постичь всю глубину образа Параджанова".
Страхи режиссера рассеялись, как только в зале вновь зажегся свет. Публика,
занявшая все свободное пространство, рукоплескала стоя, выражая тем самым
благодарность как создателям фильма за хорошую работу, так и Сержу Аветикяну за
блистательную актерскую игру и мастерское воплощение образа одного из гениев
отечественного кинематографа. Реакцию публики дополнила и оценка выдающегося
армянского документалиста Артавазда Пелешяна, который поздравил Аветикяна с
очередной победой в кино.
Работа над проектом велась на киевской студии
"Интерфильм" около 5 лет, в течение которых проект претерпел ряд
изменений. Идея художественной картины о выдающемся режиссере Сергее
Параджанове, подвергшемся гонениям со стороны советских властей за свободу
творчества, изначально принадлежала украинскому режиссеру-документалисту Елене
Фетисовой - автору сценария, режиссеру и продюсеру фильма. На начальном этапе
ее сорежиссером должен был стать Роман Балаян, однако вскоре наш украинский
соотечественник отказался от работы над этим проектом и предложил вместо себя
кандидатуру Сержа Аветикяна, утвержденного на роль Параджанова.
"После знакомства со сценарием я предложил внести в
него коррективы - мне было необходимо "подогнать" его под себя, чтобы
передать всю глубину натуры Параджанова, его творческую гениальность, жизненный
трагизм и личностное одиночество,- делится С.Аветикян. - Предложение
преобразилось в твердое решение, когда мне предложили также взять на себя функции
сорежиссера. Я понял: режиссура поможет мне еще лучше проникнуться духом
Параджанова и целостно воплотить его образ". Последнее, по его словам,
оказалось делом довольно сложным. Аветикян понял, что не нужно создавать в
фильме абсолютную копию Параджанова - это может оказаться губительным. Однако
отходить от прообраза также не было смысла, тем более что Аветикян был лично
знаком с Параджановым, не раз с ним встречался и беседовал и за несколько
встреч сумел ощутить особый "параджановский" дух.
"КРОМЕ ТОГО, КАК НИ МИСТИЧЕСКИ ЗВУЧИТ, Я ПОЧУВСТВОВАЛ
ПОДДЕРЖКУ МАСТЕРА, словно он дал добро на воплощение своего образа, вселил в
меня свою энергетику, - поведал актер. - Важным фактором было и то, что во
время съемок картины в Тбилиси в дворике, примыкающем к настоящему двору
Параджанова, ко мне, загримированному, подходили соседи Мастера и спрашивали:
"Серго джан, ты вернулся?" С творчеством же Параджанова Аветикян
познакомился еще до встречи с ним, когда во Францию транзитом через Иран
впервые попала копия фильма "Цвет граната". Затем произошло
знакомство с картиной "Тени забытых предков" и другими, а позже с
документальными лентами о Сергее Параджанове, богатую коллекцию которых Серж
Аветикян хранит у себя в Париже.
Картина "Параджанов" - международный проект, его
финансирование осуществили Украина, Грузия, Франция и Армения. Снимался фильм
также в этих странах. Как отметил Серж Аветикян, украинская сторона сыграла
большую роль в организационных и продюсерских вопросах, а съемочная группа
создала для него все условия для свободной работы в качестве и актера, и
режиссера, для преодоления стереотипов и отхода от стандартного мышления. Все
это и позволило Аветикяну-режиссеру "поиграть" со стилистикой фильма,
внеся в нее элементы анимации, с помощью которых удалось передать мысли и
фантазии Параджанова, дать возможность ему "прогуливаться" по кадрам
собственных фильмов, позволить зрителю окунуться в атмосферу
"параджановского" искусства в широком смысле. "Я болен любовью к
прекрасному", - говорит в фильме Сергей Параджанов, иронизируя, что
невозможно стать талантливым артистом, не проведя пару лет в тюрьме.
"Мне предстояло вести зрителя к внутреннему миру
Параджанова, который был не только клоуном, провокатором, эксцентриком и
гением, но и высокообразованным и при этом весьма одиноким человеком ввиду
своей неординарности и безудержного таланта, - уверен Серж Аветикян. - Он был
одинок, когда возвращался домой, ложился спать, работал над коллажем, и в этом
была трагедия свободолюбивого творца, какими были его современники Пелешян,
Тарковский и другие". Сам актер в процессе съемок мучился от одиночества,
когда по вечерам заучивал наизусть русский текст, думал о раскадровке - словом,
оказался "во власти Параджанова как духовно, так и физиологически".
ФИЛЬМ "ПАРАДЖАНОВ", СЪЕМКИ КОТОРОГО ПО ЧИСТОМУ
СОВПАДЕНИЮ начались в Тбилиси 1 мая, рассказывает о нескольких этапах жизни
Мастера - период работы в Украине над картиной "Тени забытых
предков", в Армении над "Цветом граната", ареста в Киеве и
последующего тюремного заключения, где Параджанов сломался как творец, но
родился как художник и автор коллажей. Еще один эпизод - выход на свободу,
когда он освобождается от собственных капризов, максимализма и возвращается в
кинематограф с новой работой "Ашик-Кериб". Супруга Сергея Параджанова
Светлана и сын дали разрешение на использование их имен в фильме: Светлана видела
картину и положительно о ней отозвалась, заметив, что Серж Аветикян очень похож
на Параджанова в молодости.
Бюджет фильма составил почти 2 млн евро: с учетом
масштабности проекта сумма, конечно, небольшая. Оператор картины - Сергей
Михальчук, художник-постановщик - Влад Рыжиков, режиссер монтажа - Александра
Штраус. В ней заняты актеры Юлия Пересильд, Карен Бадалов, Зага Кашибадзе.
Музыку к этому фильму написал французский музыкант Мишель Карский. Рабочим
названием фильма было "Параджанов - влюбленный в красоту", однако в
снговский прокат картина выйдет под сокращенным названием
"Параджанов". А вот за рубежом, в частности во Франции, продюсеры
намерены пустить фильм на экраны с иным наименованием - "Я Параджанов,
советский артист", чтобы привлечь внимание широкой публики.
Кроме французского канала "Арте" право на показ
фильма уже приобрели украинская студия "Артхаус Трафик" и
возглавляемая Геворгом Нерсисяном московская компания "Парадиз". Не
исключено, что в Ереване прокат фильма стартует в сентябре. А сейчас фильм
"Параджанов" отправился на фестивали в Украину. Магдалина ЗАТИКЯН, «Голос
Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.