Analitika.at.ua. Заметки Александра Васильева о поездке в Ани вошли в
недавно вышедшую книгу.
Это красивый, в истинно "васильевском” стиле, текст.
Представлять автора этих путевых заметок просвещенному
читателю вряд ли необходимо — он хорошо известен. И все же напомним некоторые
вехи биографии Александра ВАСИЛЬЕВА — сценографа, историка моды, коллекционера,
а с недавнего времени телеведущего. Он родился в театральной семье с
замечательными культурными традициями. Александр Васильев-старший — знаменитый
театральный художник, мать — Татьяна Васильева-Гулевич — драматическая актриса,
Так что с детства Александр получил карт-бланш и воспользовался им наилучшим
образом. Васильев-младший окончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ,
делал костюмы для московских театров. А потом, в 82-м, рванул в Париж и сразу
же оказался позарез нужен в нескольких парижских театрах, а также на
Авиньонском фестивале, в Молодом балете Франции, в Королевской опере Версаля.
Слава Саши Васильева кругами пошла по театральному миру. Он сделал декорации
для опер, балетов, драматических спектаклей. С ним с удовольствием сотрудничают
десятки театров Европы, Америки, Азии и Австралии. Кроме того, он по всему миру
читает лекции по истории моды и сценографии. Страсть к собирательству со
временем трансформировалась в профессию — Александр собрал крупнейшую коллекцию
русского костюма, которую часто экспонирует в известных музеях. А еще он автор
великолепных книг и альбомов, посвященных русской моде, декоративному и
прикладному искусству, не говоря уже о телепередачах о той же моде, об
интерьерах, театральном костюме, и далее до бесконечности. Наконец, он стал
настоящей звездой "Первого” телеканала России как остроумный , артистичный
ведущий "Модного приговора”.
Предлагаем читателям заметки Александра Васильева о поездке
в Ани, вошедшие в недавно вышедшую книгу. Это красивый, в истинно
"васильевском” стиле, текст. И даже некоторые фактические неточности не лишают
их авторского обаяния.
27 апреля 2002 года
Я уже в Карсе, куда летел час из Анкары. Это маленький,
очень маленький городок у подножия крепости, разбитой на квадратные кварталы по
немецкой военной технологии, как и американские города и европейские поселения
в Китае. В городе не сохранилось ни одной русской церкви, но в руинах стоит
одна армянская, да и эта спаслась лишь тем, что сделалась мечетью. Музей
тщедушен, отель — плачевен. Я все еще мечтаю попробовать цыпленка по-карсски!
Даже в единственной антикварной лавке домотканых
ковров-килимов у них ничего не нашлось более или менее близкого к великолепному
карсскому килиму цвета индиго, что лежит у меня в спальне в Париже. Зато во
дворе музея стоит вагон Русско-Балтийской железной дороги, сделанный в Риге, в
котором в 1921 году Советы подписали с Турцией договор о передаче ей Карса в
обмен на признание большевистского правительства. Вагон этот внутри обставлен
мягкими стегаными креслами, дубовым викторианским буфетом и облицован деревянными
панелями. Многие здания в Карсе носят следы русского провинциального зодчества,
сохранилось много художественных дверей, балконов, решеток и навесов над
парадными входами, какие еще встречаются в Петербурге. Особняки все больше
одноэтажные, но есть и трехэтажные, иногда с датой "1906 год” по-русски. Все
окна и двери в исторической части сохранили русские бронзовые ручки и засовы
тульских фабрик, судя по клеймам, и сохраняют тем самым черты русского
имперского стиля. Когда бываешь во всех этих потерянных и забытых городах
некогда необъятной империи — в Харбине, Гельсингфорсе (Хельсинки), Карсе,
Вильно (Вильнюс), Варшаве, — видишь невероятную общность стиля. Утром я еду в
Ани — древнюю столицу Армении, разрушенную, но открытую туристам по
специальному допуску полиции, который я сегодня с легкостью получил за четыре
доллара в присутственном месте, весьма прокуренном и ленивом... Завтра в 9.00
мне разрешено путешествовать до границы с Армянской Республикой при условии,
что я не буду наводить бинокль и камеру на армянскую сторону. О Карсе я знаю
пока мало, но был поражен, увидев фонтан "Три грации” — подарок нашего
последнего государя местному градоначальнику. Таких я в России не видел нигде.
Не так далеко от Карса, в стороне Эрзерума, находится путевой "дворец”
Екатерины II, сложенный из бревен и включающий в себя каменную церковь. Он
забыт и заброшен теперь.
В 1920 году здесь давала уроки артистка балета императорских
театров Куприянова. Но все русское стирается из памяти — разрушено кладбище, а
со всех тульских самоваров в музее тщательно стерт двуглавый орел.
На дворе поет мулла, призывая благоверных к молитве. А я
пойду в крепость.
28-29 апреля 2002 года
Мое путешествие в древнюю столицу Армении город Ани было
замечательным во всех отношениях. Позавтракав утром яичницей с сулугуни (Карс
славится сырами) в чайхане напротив отеля "Ялмас”, которую держит старый турок,
изрядно говорящий по-французски, я сел в такси, зафрахтованное еще вчера в
полиции, и отправился в Ани, расположенный в 45 километрах от Карса. Мой
таксист, беззубый, но оттого не менее улыбчивый, довез меня к фонтану с
грациями, которых при пересчете оказалось четыре — они символизируют времена
года.
После фонтана отправился осматривать вокзал-gare, как
говорят турки на французский манер. Старинного русского здания не сохранилось,
зато рядом — домик смотрителя в духе швейцарского шале и рельсы дороги, ведущей
в Россию, надпись "Карсъ” на чугунном перроне с утолщением в буквах, с
квадратными "кандалочками” внизу и наверху, как было модно в 1910-е годы.
Впечатление, что время на этом вокзале остановилось. Эта иллюзия, столь дорогая
мне, знакома по Макао, Венеции и Буэнос-Айресу. Затем — дорога через предместье
с маленькими каменными домиками, непролазной грязью и угловыми чайханами с
вывесками — "Kafkaz lokanta” и "Кайсах kahve”, напоминающими, что мы на
Кавказе, только с другой стороны.
Дорога в Ани — красивая и таинственная. Она идет по
свежевспаханной равнине, изредка прерывающейся пологими холмами. Судя по цвету
земли — это чернозем. Встречаются и зеленые поля — на них пасутся стада коров,
длинношерстных овец, лошадей. Ни кустика, ни деревца, лишь сплошные поля
незабудок с черными горками земли тут и там — работа кротов. Земля производит
впечатление нужной и используемой, ощущение, которое мне малознакомо, когда я
гляжу на пейзажи из окна поезда во время путешествий по России.Облака серо-стальные и висят дугой очень
низко, скрывая собой очертания серо-лиловых гор вдали, покрытых снегом. В этом
просторном пейзаже есть что-то индийское, мистическое. Он скорее гуашевый, чем
акварельный, и напоминает мне работы Рериха. Изредка — словно крошки на холмы
насыпаны — деревни с неизменным минаретом. Иногда дорогу переходят огромные
толстые кавказские индюшки на длинных черных лапах, гордые и вызывающе заносчивые.
Шипят гуси, кудахчут черные куры... Снег еще не совсем сошел, мы видим это, как
только поднимаемся в предгорье. Остановка — проверка документов. Мы с
разрешением, а мой таксист счастлив и горд тем, что везет "артиста анкаринской
оперы” — для Турции это как "La Scala” в Италии. Он сообщает всем, что его
пассажир — штука редкая — из Европы, но прилично говорит по-турецки. Еще
остановка — танковые военные учения. Солдаты, пушки, машины, а мы — с
разрешением!
И вот наконец деревушка возле Ани, а вдали — высокие стены и
крепостные башни. Вот она, загадочная столица Армении, основанная в третьем
тысячелетии до Рождества Христова, видимо, сразу после потопа, ведь мы — возле
горы Арарат. Ани — это огромный по тем временам город, где волею судеб сохранилось
несколько замечательных средневековых армянских церквей. Город в Урарту, затем
владение армянских царей, арабов, снова армян, византийцев и, под конец, турок
— теперь он представляет собой груду камней, поросших травой, на которой мирно
пасутся стада коз и телят в сопровождении юных чабанов. Поверить трудно, но раскопки
в этом городе с пятитысячелетней историей, через который лежал шелковый путь,
сегодня не ведутся. Самодеятельными археологами там стали подростки-чабаны,
которые скуки ради ковыряют своими посохами землю и иногда извлекают из нее
сокровища. Каждый из них готов продать туристам древние медные и бронзовые
монеты. Я сам купил пригоршню византийских монет за восемь долларов. Когда в
начале ХV века, уставший от войн, осад и страшных землетрясений Ани сдался
наконец туркам, чудом уцелели лишь каменные церкви. Они стоят среди поля на
фоне снежной вершины Арарата и производят магическое впечатление, подобное
тому, какое я испытал, побывав в Пальмире, в Сирии.
Хуже всего сохранилась церковь святого Патрика (? —
ред.”НВ”) постройки 1034 года. Это величественное некогда сооружение стоит в
руинах. А рядом хорошо сохранившиеся бани — hammam. Внизу, на склоне горы над
извилистой горной рекой, которая отделяет Армению от Турции, чудесная, ни с чем
не сравнимая церковь Святого Григория Тигранского (Тиграна Оненца — ред.”НВ”),
возведенная в 1215 году. Время пощадило ее — целы византийско-армянские
капители, колонны, резные по камню птицы-фениксы и удивительно свежие по
краскам фрески. Над церковью стрельчатый армянский купол с черепицей, а рядом в
пятидесяти метрах — Армения и взорванный старинный мост через речку. На той
стороне — такие же поля, валуны и горы, как и в Турции. Я вижу на смотровой
площадке с армянской стороны группу туристов, человек тридцать. Они, как мне
показалось, с вожделением смотрят на древний Ани.
Очень хорошо сохранился кафедральный собор, построенный в
989 году тем же архитектором, что восстанавливал Святую Софию в Константинополе
после землетрясения. Рядом — мечеть (мечеть Мануче — ред.”НВ”) 1072 года, тоже
сохранившаяся, руины дворца царя Баграта (Багратидов — ред.”НВ”) со
стрельчатыми окнами и вид на цитадель вдали, где уже совсем запретная,
солдатская зона. Хорошо видны магазины на главной улице — как в Помпеях или
Эфесе, а еще дальше — изумительная круглая церковь Святого Павла 994 года (церковь
Сб.Пркич, Св.Спасителя, 1035 г. — ред.”НВ”) с шестью нефами и фресками,
забеленными турками. Они очень боялись человеческого изображения, и даже в
катакомбных церквах Анталии встречаешь фрески с выцарапанными глазами.
Сохранилось много граффити — настенных надписей, в том числе по-армянски, с
датами 1907 или 1914 года. Есть и на русском. Одна из них, выведенная изящной
вязью карандашом, гласит: "Храм сей посетили 5 августа 1887 года Пашковы и
Щетинины”. И цветочный вензель рядом. Ясно вижу эту картину — мадам Пашкова об
руку с госпожой Щетининой, под зонтиками, в дорожных летних ситцевых платьях с
турнюрами и в корсетах, и их мужья в светлых чесучовых костюмах, в канотье...”
Интересно, сколько часов они добирались экипажем из Карса? Другая, более поздняя,
надпись: "В.А.Жданович, Д.К.Шелудченко, М.Евангилова, Миролюбовская, Платонов
были тут 2 июня 1898 года”. Надписи такие, конечно же, достойны изучения.
Помню, на ярусе Святой Софии читал о Петре из Московии в 1564 году. Две птицы,
похожие на черных монахов, свившие гнезда в капителях древней церкви,
всполошились, услышав меня. Я оставил их в покое.
30 апреля 2002 года
Вчера был в Ани, и впечатления от увиденного не дают мне
покоя. История города меня очень увлекла, и хочу ею с вами поделиться. Первой столицей
армянского царства Багратидов был Карс, но царь Ашот III в 961 году решил
перенести столицу страны ближе к Арарату, в более красивое и намоленное место —
в Ани. Именно на Х-XI века падает художественный расцвет этого великолепного
города, бывшего столицей Армении до 1045 года. В ту пору Ани называли "городом
1001 церкви”, а его население превышало сто тысяч человек. Он был больше, чем
любой город Европы того времени, и соперничал с Багдадом, Каиром и
Константинополем.
Согласно легенде, последняя церковь, тысяча первая, была
построена по просьбе застенчивой жены пастуха, которую смущало большое
количество шумных прихожан во всех других церквах города.
Грузинская царица Тамара в 1200 году пошла походом на Ани,
ослабленный после переноса столицы в Ереван, и взяла его боем. Тогда вся
местность эта была подчинена Грузии, простиравшейся до побережья Черного моря и
занявшей даже Трапезунд. До сих пор в Турции находится около дюжины
средневековых грузинских замков и церквей. И в Ани к его многочисленным армянским
церквам были добавлены еще и грузинские. Затем Ани опустошили монголы, а в 1319
году страшной силы землетрясение уничтожило множество церквей, однако не все —
путешественники из Европы в XVIII веке еще насчитывали в Ани двести храмов.
Вскоре, в 1386 году, Ани был взят и разграблен Тамерланом, а год спустя он же
взял и Карс. В начале XVI века, в 1513 году, город окончательно захватили
османские турки, державшие эти уже полуопустевшие руины триста лет в своем
владении. Русская армия брала Карс неоднократно — в 1828 году, затем во время
Крымской войны — в 1855 году и окончательно — в 1877-м, когда Карс и Ани по
Берлинскому соглашению отошли к России. Царское правительство организовало
первые научные раскопки в городе в 1892 году под руководством академика Николая
Яковлевича Марра, полугрузина-полушотландца. Вот тогда-то и были укреплены
уцелевшие церкви, были найдены царский дворец, торговая улица, бани и мечеть,
споры об основании которой не утихают и по сей день. Тогда в Ани было найдено
много резной кипарисовой мебели Средних веков, керамика, посуда, монеты,
оружие, доспехи. И все это было выставлено русским правительством в двух
музеях, расположенных в соборе и караван-сарае; увы, теперь они уничтожены и,
как говорят свидетели, разворованы.
Раскопки необычайной научной ценности шли до 1912 года на
деньги Санкт-Петербургской академии наук, и отчет о них был позднее опубликован
в России. Тогда же, на исходе XIX века, в 1895 году, таинственный Ани посетил
знаменитый религиозный мистик Георгий Иванович Гурджиев, сам родом из Карса. По
его воспоминаниям видно, что именно в Ани он обнаружил надписи, гласящие о
существовании Сармунга, древневавилонского эзотерического братства, которое и
увлекло Гурджиева поначалу своим учением.
Начало Первой мировой войны сопровождалось великой трагедией
для армянского народа — геноцидом его со стороны оттоманской Турции в 1915
году. Тогда погибли до полутора миллионов армян, многие были вынуждены бежать в
Грецию, Францию или Сирию, где и поныне, в Алеппо, большом армянском поселении,
есть много церквей и даже памятник жертвам армянского геноцида, траурный день
которого отмечается ежегодно 24 апреля.
Современные турки — это милые, общительные, сердечные,
улыбчивые и трудолюбивые люди. Они с радостью будут говорить с вами на любую
интересующую вас тему. Но если вы не хотите поссориться с ними, никогда не
заводите в Турции разговор о греках, курдах и армянах. Ничего хорошего из этого
не выйдет, поверьте мне, бывавшему в Турции более тридцати раз.
Для современной Турции армянский вопрос — один из самых
болезненных. Помню, с каким возмущением они встретили решение французского
Сената о признании армянского геноцида как такового. Любопытно привести три
красноречивых мнения, которые я лично услышал в Анкаре в прошлом году. Студент педагогического
института: "Мы армян никогда не резали, они сами друг друга поубивали, а на нас
сваливают. Я это даже могу доказать!!!” Заслуженная артистка Турецкой
Республики: "Шла война. Мы убили много армян, а теперь зачем вспоминать все
это?” Мнение официанта в дорогом баре: "Если вы, французы, так этих армян
любите, то отчего же, когда мы их резали, вы их всех к себе во Францию не
взяли, нам бы хлопот было меньше!”
Конечным результатом этих трагических событий стала очистка
Карса, Вана, Эрзерума и окрестностей Ани от армянского населения. Февральская
революция 1917 года в России и последовавший за ней октябрьский переворот
повергли единственную защитницу армян — Россию в хаос Гражданской войны, а
затем, как уже говорилось, Советы отдали эту опустошенную землю Турции.
Некоторое время спустя большевики предприняли робкую попытку подправить договор
с Турцией. Один из ленинских дипломатов — Яков Ханецкий просил вернуть
старинные руины Ани армянам как "не представляющие экономического и
стратегического интереса”, но не тут-то было! Ссориться с Турцией из-за
каких-то руин советское правительство не хотело, и демарш Ханецкого был надолго
забыт.
Тем временем находящиеся в пограничной зоне руины продолжали
разрушаться. Причинами тому были не только время и нерадивость новых хозяев, но
и изменение климата. В Средние века склоны Арарата были покрыты дремучими
лесами, теперь там ни деревца, ветры продувают Ани, стоящий на холме, а зимняя
температура доходит до 39 градусов мороза. Все это, очевидно, не способствует сохранению
культурного наследия.
В 1946-1947 годах СССР предпринял еще одну попытку
возвратить Карс и Ани Армянской ССР, но безуспешно.
В начале нашей перестройки Турция создала пограничный
пропускной пункт возле Ани, и армянские туристы некоторое время посещали этот
город, но без позволения фотографировать. В 1990 году военные действия в
Нагорном Карабахе сильно обострили отношения между Турцией и Арменией, и
граница в районе Ани снова была закрыта. В конце 1990-х годов Министерство
культуры Турции провело в Ани ряд "восстановительных” работ, во время которых
до трех метров культурного слоя вокруг крепостных стен и оборонительных башен
было срыто бульдозерами и вывезено на свалку, а сами стены и башни подверглись
"евроремонту” и были облицованы "свежим и красивым камнем”. К счастью, протесты
ценителей старины, в том числе и турецких археологов, приостановили это
варварство, но остались навсегда потерянными для истории "отремонтированные”
въездные ворота, "Львиная башня” и другие оборонительные укрепления. Карэн
МИКАЭЛЯН, «Новое Время»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.