5 февраля 2003 года Армения официально стала 145 членом
Всемирной торговой организации (ВТО). Наша страна вступила в эту организацию на
суперлиберальных принципах - уменьшение технических барьеров в торговле,
минимизация нетарифных мер регулирования, неприменение системы экспортного
квотирования и экспортных пошлин, применение низких таможенных тарифов и т.д.
Примечательно, что вхождение в ВТО явилось лишь констатацией уже действовавших
в Армении задолго до того либеральных торгово-экономических законов, то есть
наша страна, как говорится, уже была "святее Папы Римского"
(требований ВТО), хотя при этом переговоры о членстве Армении в ВТО почему-то
продлились более 10 лет...
"РИМСКИЙ ПАПА" И СЕГОДНЯ ПРОДОЛЖАЕТ УСТУПАТЬ НАМ
ПО ЧАСТИ ТОРГОВОГО МЕНТАЛИТЕТА. К примеру, Армения обязалась не применять
импортные пошлины выше 15%, а на практике на таможне все эти годы действует
двухтарифная система ввозных пошлин - 0% и 10%, то есть на деле мы сильно
"перевыполняем" свои обязательства перед ВТО, зажигая яркий зеленый
свет перед импортом, причем указанные тарифы совсем не обязательно применяются
по отношению к тем импортным товарам, что в Армении не производятся и не имеют
к тому предпосылок. А в этом случае такие незначительные либо и вовсе нулевые
пошлины просто душат национальное производство.
Сегодня уже ясно, что некоторые важные для Армении проблемы,
которые, как нас уверяли чиновники, могут найти решение в рамках ВТО, решения
так и не нашли. В частности, и сегодня в экономической повестке страны стоит
вопрос дискриминационных тарифов на транзит армянских грузов через территорию
Грузии - между прочим, тоже члена ВТО.
Не суждено было сбыться и надеждам на резкое увеличение со
вступлением в ВТО объемов экспорта из Армении, а также сокращение
отрицательного сальдо внешнеторгового баланса (превышение импорта над
экспортом). Так, если 10 лет назад отрицательное сальдо составляло более $200
млн, то в настоящее время это уже как минимум на порядок больше! Конечно, за
прошедшие 10 лет серьезно вырос внешнеэкономический оборот, что в общем-то
закономерно и хорошо, но из двух его составляющих импорт возрос неизмеримо
больше, чем экспорт. И если 10 лет назад соотношение отрицательного сальдо к
ВВП не превышало 7%, то сегодня оно раза в 4 больше и измеряется двузначными
цифрами. Таким образом, вступление в ВТО на практике лишь углубило пропасть
между импортом и экспортом Армении, еще больше посадило нас на "импортную
иглу" и соответственно не распахнуло, как ожидали оптимисты, перед
национальным производителем дверь на мировой рынок.
...СТРАНА "ДОЖИМАЕТ" ПОСЛЕДНИЕ ЗАПАСЫ ОСТАВШЕГОСЯ
С СОВЕТСКИХ ВРЕМЕН чугунного и металлического лома, который к тому же
беспрепятственно (читай: с нулевой пошлиной) вывозится из страны, ведь
государство стимулирует экспорт и не облагает в этом случае ни одну товарную
группу налогами. Экспорт - это, конечно, хорошо, но экспорт экспорту рознь. В
данном случае это, скажем так, самый дешевый и незамысловатый экспорт, ведь лом
можно переработать, изготовить из него самые различные товары, а уж потом
экспортировать товар с более высокой добавленной стоимостью. И вот это уже
будет полноценным, оптимальным экспортом. Но пока этим занимаются в других
государствах, где и создаются рабочие места и та самая добавленная стоимость.
А сегодня немногие уцелевшие местные производители,
работающие с чугунным и металлическим ломом, резонно задаются вопросом: что они
будут делать, когда запасы этого сырья, за бесценок отправляющегося за рубеж,
подойдут к концу? Тогда им придется втридорога покупать его за границей, что
выведет их производства за рамки рентабельности и экономической
целесообразности.
К примеру, что станет с большой металлургической программой
в Чаренцаване, где ОАО "АСКЕ Груп" реализует сегодня дорогостоящую
модернизацию (перепрофилирование) сталелитейного цеха, намереваясь плавить там
черные металлы - чугун и сталь - и изготавливать из них строительную арматуру?
Как сказал корр. "ГА" заместитель директора компании Валерий
МЕЛКОНЯН, металлолома у них хватит еще лет на 5-7 (тем более что расположенные
неподалеку - в Абовяне, Раздане и Сваранце - железорудники, которые могли бы
служить первичным сырьем для чаренцаванских сталеваров, отданы в эксплуатацию
китайской компании Fortune Oil, и еще неизвестно, удастся ли с ними
договориться о кооперации)...
Тем же вопросом задается, к примеру, и хозяин столичного
производственного кооператива "Никол Думан" Карлен ГЕВОРКЯН, не
видящий в условиях отсутствия заградительных пошлин на вывоз чугуна никаких
перспектив для своего предприятия, занимающегося переплавкой вторсырьевого
чугуна и изготовлением изделий из него. "А ведь чугун для Армении - вещь
невосполнимая. Вывозят его недалеко - к примеру, в Турцию, там обрабатывают и
ввозят обратно. Но уже в виде изделий и по совсем другой цене..." -
жалуется он в интервью газете "Деловой экспресс" на бездействие
государства.
РЕЗОННЫЙ "ШКУРНЫЙ ИНТЕРЕС" ВОЗНИКАЕТ В СВЯЗИ С
ЭТИМ И У ДИРЕКТОРА ЕРЕВАНСКОГО КОЖЕВЕННОГО ЗАВОДА, репортаж с которого был
недавно опубликован в "ГА". Вполне дееспособное предприятие, по сути,
простаивает, зато процветает тот самый "дешевый экспорт" из страны
необработанных шкур крупного рогатого скота (КРС). И что, прикажете радоваться
такому экспорту, когда те самые шкуры, создай государство условия, могли бы
приниматься и обрабатываться на крупном предприятии и отправляться на экспорт
уже в виде товаров с более высокой добавленной стоимостью...
Как сообщили недавно СМИ, за первый квартал с.г. экспорт из
Армении в Турцию составил $200 тысяч, из коих $104 тыс. пришлись как раз на
необработанные шкуры КРС (таможенная стоимость одной такой шкуры - всего $4,5).
В прошлые годы наблюдалась та же картина: больше половины армянского экспорта в
Турцию составляет упомянутый товар. А уж потом те шкуры возвращаются обратно в
Армению, но уже, как принято, в виде готовых изделий либо как минимум в
обработанном виде. Интересно, что в соответствующем сообщении СМИ указана и
причина экспорта данного товара из Армении - "отсутствие... (отточие наше.
- А.А.) национальной кожевенной промышленности".
Кстати, примером для других отраслей в этом плане может
стать - при всей ее специфике - отечественная металлургия. Как известно,
несколько лет назад из Армении полностью был прекращен экспорт молибденового
концентрата и существенно сокращен вывоз медного концентрата. В первом случае
армянские металлурги доводят концентрат как минимум до стадии ферромолибдена, а
во втором - до черновой (нерафинированной) меди. Кстати, на упреки критиков в
том, что группа компаний "Валлекс" не делает следующего шага, то есть
не получает из черновой меди рафинированную, а уж потом экспортирует продукцию
с еще более высокой полученной стоимостью, президент Vallex Group Валерий
МЕДЖЛУМЯН отвечает: "Пожалуйста, мы готовы продать всю нашу черновую медь
той национальной компании, которая берется рафинировать ее и в таком виде
экспортировать! А вообще наша нерафинированная медь стоит почти вдвое дороже
рафинированной - за счет имеющихся в ней золота и серебра".
При этом промышленник обращает внимание на то, что чем выше
и сложнее передел, тем труднее найти рынок сбыта для этой продукции. Так,
последние полвека мировой рынок и черновой, и рафинированной меди постоянно
растет, так что никаких сложностей с их продажей нет и в помине. Но стоит
получить из нее, скажем, медную катанку или проволоку, уже не говоря о кабелях,
то есть сформировать дополнительную добавленную стоимость, как вопрос продажи
таких изделий сильно усложняется. А уж продать трансформаторы или двигатели с
медной обмоткой (дальше по логической цепочке идут автомобили) и вовсе целая
наука.
И ЭТО ПОНЯТНО: ПОКУПАТЕЛЮ ВЫГОДНЕЕ БРАТЬ САМЫЙ ДЕШЕВЫЙ,
НИКАК НЕ ОБРАБОТАННЫЙ СЫРЬЕВОЙ ТОВАР, а уж потом самому "доводить его до
ума" и соответственно самому же и извлекать от дальнейшего передела
(обработки) дополнительную стоимость (выгоду). Но если мы не хотим остаться
сырьевым придатком мировой экономики, нещадно эксплуатируя свои и без того
небогатые природные богатства и другие ресурсы, то следует озаботиться этой
проблемой и ставить перед собой более сложные производственные и маркетинговые
задачи. Иначе где же останутся наши интеллект и инновации, наша наукоемкая,
базирующаяся на знаниях экономика, на которые мы так любим ссылаться по поводу
и без?..
Ну хорошо: если мы не можем ввести экспортную пошлину хотя бы
на отдельные группы товаров, то в правилах ВТО имеются ведь и так называемые
нетарифные методы регулирования с целью защиты внутреннего рынка. О которых,
успокаивая общественность, в свое время нам все уши прожужжали ответственные за
вступление Армении в ВТО чиновники. Нам, непросвещенным, тогда неустанно
объясняли, что весь процесс международной интеграции, включая и членство в ВТО,
должен сопровождаться активной деятельностью государства по максимальному
использованию позитивных эффектов от этого и снижению негатива на экономику. А
мы, темные, еще тогда сомневались, что в молодой стране с только что
нарождающейся рыночной экономикой вряд ли найдутся квалифицированные
специалисты, которые смогут на международном уровне защищать внутренний рынок
такими тонкими и сложными инструментами, как нетарифное регулирование и
квотирование. И сегодня уже факт: нулевые экспортные пошлины на все без
исключения товары и неприменение со стороны государства хотя бы нетарифных
методов регулирования вопросов экспорта и импорта окончательно добивают
национальное производство, лишая будущего нашу страну... «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.