Analitika.at.ua. Станислав ЛЕМ (1921-2006) известен любителям фантастики
прежде всего как автор "Соляриса”, а также писатель, во многих произведениях
которого фигурируют армяне.
Впрочем, во многих — громко сказано. В некоторых. И не
армяне, а армянские фамилии. В текстах книг Лема нет ни одного указания на то,
что персонажи, фамилии которых оканчиваются на "ян” или "ан”, — армяне. И все
таки... Привычные для армянского слуха фамилии Лем меняет, в некоторых случаях
до неузнаваемости. Тер-Акопян превращается в Тер-Аконяна ("Магелланово Облако),
Гарибян — в Гибаряна ("Солярис), появляются совсем уж непривычные Гарганциан
("Кибериада”) или Зорахан ("Непобедимый”). "Научная фантастика всегда
предполагает чужеродность”, — утверждал Лем. В космосе общепринятому нет места.
Герой романа "Солярис” (1961) Гибарян — самый известный
персонаж Лема с армянской фамилией. Тарковский экранизировал "Солярис” в 1972
году, на роль Гибаряна был приглашен Сос Саркисян. Из воспоминаний Соса
Саркисяна: "Роль у вас небольшая, но важная. Гибарян кончает самоубийством,
поскольку понимает — нельзя тащить с собой в космос наши земные грехи. Ведь они
всюду с нами, куда мы ни пойди, даже в космосе. Ну и совесть к тому же... Да,
совесть...
Андрей умолк, ожидая моей ответной реплики, но мне хотелось
послушать его, было любопытно, как Тарковский работает с актерами.
— В космос надо выходить с чистыми руками, — продолжил он. —
С чистой совестью... Гибарян, кроме всего прочего, тоскует по родине, и мы
постарались окружить его всякой всячиной, которая напоминает ему об Армении, ее
церквах и природе. Он и сигареты с собой взял армянские, в отсеке у него ваш
"Арин-Берд”.
В комнате Гибаряна по требованию Тарковского появился
старинный армянский ковер ручной работы, на столе режиссер разложил книги с
фотографиями армянских церквей...
Экранизацией Тарковского Лем остался крайне недоволен:
"Солярис” — это книга, из-за которой мы здорово поругались с Тарковским. Я
просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили о том, как делать фильм, потом
обозвал его дураком и уехал домой... Тарковский в фильме хотел показать, что
космос очень противен и неприятен, а вот на Земле прекрасно. Я-то писал и думал
совсем наоборот. (...) А совсем уж ужасным было то, что Тарковский ввел в фильм
родителей Кельвина и даже какую-то его тетю, а прежде всего — мать, а "мать” —
это "Россия”, "Родина”, "Земля”.
А вот что говорил по этому поводу Тарковский: "Мне
необходимо, чтобы у зрителя возникло ощущение прекрасной Земли (...), чтобы он
почувствовал спасительную горечь ностальгии”. В раскрытии этого замысла
Тарковскому особенно помог Гибарян в исполнении Соса Саркисяна. Дело в том, что
в "Солярисе” Лема герои лишены корней, об их жизни на Земле почти ничего не
известно, возможно, они уже принадлежат другой планете, возможно — Вселенной. Тарковский
утверждает обратное: у человека есть дом — Земля, человек уходит лишь затем,
чтобы вернуться обратно. Армянин тоскует по родине вдвойне: он может вернуться
на Землю, но не может вернуться на родину, ибо она утеряна для него. Так тоска
по Земле, по родине в фильме Тарковского приобретает вселенский масштаб.
Вспоминает Сос Саркисян: "Позднее в Тбилиси другой гений,
Сергей Параджанов (мы, помнится, разноплеменной компанией славно полуночничали
в гостях у него), сказал, что роль Гибаряна предназначалась ему, у них с
Андреем была на сей счет договоренность. Дал, короче, понять: мол, уступил роль
мне и только мне, и то ли жалеет об этом, то ли не жалеет (...) Фильм уже вышел
на экраны, когда где-то в центральной печати на глаза мне попала недовольная
статейка за двумя подписями. Крайне не понравилось авторам мое в ленте
присутствие: "В романе С.Лема персонаж по фамилии Гиб-Ариан отнюдь не армянин,
непонятно, чего ради надо было превращать его в армянина и отправлять в
космос...” Фраза задела меня за живое, я поделился обидой с Андреем. "Великодержавная
дурь, — сказал он, — плюнь и разотри. Мне нужен был армянин. Точка”.
Уже в 1970-х Лем начинает писать необычные по форме
произведения, своего рода сборники голых идей — научных, критических,
философских, которые начисто лишены литературной оболочки. Одна из частых тем
писателя в этот период — истребление человека человекам. Говоря о человеческом
насилии, Лем-еврей не мог не вспоминать холокост, говоря о холокосте,
Лем-человек не мог замалчивать армянский геноцид. "Мы, люди, ужасны; я говорю
это с подлинным сожалением. Мне кажется значимым тот факт, что книга, в которой
человеческие туши пакуются в огромных количествах как свиные, получила такой
прием. Публика жаждет кровопролития, иначе бы все так называемые гнусные
таблоиды не были бы полны кровавых фотографий и не менее чудовищных текстов. Разумеется,
дело не только в смаковании ужасов. История великого геноцида — армян и евреев
— тоже некоторым образом встраивается в широко понимаемое течение современной
цивилизации. Крайне легко — при использовании соответствующей общественной
организации — подговорить людей к тому, чтобы они мучили и отправляли в печи
других”. К теме резни армян Лем обращается и в других своих публицистических
произведениях позднего периода.
В этом году Польша отмечает 90-летие рождения и 5-летие
смерти Станислава Лема. Также исполняется 50 лет знаменитому "Солярису” —
роману, благодаря которому в космосе оказался первый армянин. Ева КАЗАРЯН, «Новое
Время»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.