Analitika.at.ua. Доказанные запасы сырой нефти Азербайджанской Республики
составляют 7 млрд баррелей, причем 77% этих запасов приходятся на месторождение
Азери-Чираг-Гюнешли (АЧГ). По оценкам экспертов, запасы АЧГ промышленного
использования исчерпаются к 2018-2020гг.
Потребление сырой нефти в АР с 1998 по 2011гг. не превышало
125 тыс. баррелей в день (б/д). В 2001-2011гг. этот показатель снижается в
среднем до 85 тыс. б/д, что отражает проводимую политику АР по максимальному
сокращению внутреннего потребления сырой нефти и ее экспорту. В 2011г.
потребление сырой нефти составило в среднем 74 тыс. б/д. По прогнозам
специалистов, в ближайшие 2-3 года этот показатель сохранится.
В 2012г. производительность двух действующих
нефтеперерабатывающих заводов АР - около 400 тыс. б/д. Оба завода нуждаются в
модернизации. Необходимые инвестиции оцениваются в $600-700 млн. В 2010г.
экспорт сырой нефти из АР составил в среднем 777 тыс. б/д, что почти на 8%
меньше показателя 2009г. Около 95% экспорта нефти осуществляется тремя
основными нефтепроводами, 80% - по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). В
2008г. по БТД транспортировалась также казахстанская нефть, а с 2010г. и
туркменская. Нефтепровод БТД эксплуатируется консорциумом, управляемым
британской компанией Бритиш Петролеум ВР). Оператор турецкой части - компания
BOTAS International. Проектная пропускная способность БТД - 1,0 млн б/д, но её
можно увеличить до 1,2 млн б/д. БТД не достиг своих проектных возможностей. В
2008г. среднегодовая прокачка составила 0,653 млн б/д, а в. 2011г. - около 32,2
млн т, что на 13% меньше показателя 2010г. По данным ВР, с 2006 по 2011гг. по
БТД прокачано всего 56% проектного уровня загрузки за этот период.
Чтобы повысить эффективность БТД и улучшить финансовые
показатели проекта путем его дозагрузки, в 2010г. Азербайджан и Туркменистан
подписали соглашение о транспортировке туркменской нефти по этому нефтепроводу.
В 2012г. по БТД было прокачано около 4,4 млн т туркменской нефти. В 2011г.
потери турецкого оператора БТД BOTAS International с начала эксплуатации
нефтепровода составили $31 млн, к завершению программы в 2045г. потери составят
$2 млрд.
Нефтепровод Баку - Новороссийск имеет номинальную пропускную
способность 100 тыс. б/д. В 2010г. экспорт по нему составлял 45,5 тыс., а в
2008г. – около 2,0 тыс. б/д. В 2011г. по этому нефтепроводу прокачано около 2
млн т нефти, что на 11,3% меньше показателя 2010 года.
Российско-азербайджанское соглашение 1996г. предполагало, что по нефтепроводу
Баку-Новороссийск должно транспортироваться 5 млн т нефти в год по транзитному
тарифу $15,67 за 1 т. В 2011г. между компаниями SOCAR и "Транснефть"
возник спор вокруг транспортных тарифов и объемов транспортируемой нефти.
Россия требовала увеличить загрузку нефтепровода либо пересмотреть квоты.
Третий экспортный нефтепровод – Баку-Супса - с пропускной
способностью около 7 млн т в год не действовал с октября 2006г. по ноябрь
2008г. В 2011г. прокачка составила около 2,65 млн т, что на 187 тыс. т меньше
показателя 2010г.
На этапе "ранней нефти" месторождения АЧГ добыча
увеличивалась и с началом добычи "основной нефти" АЧГ и вводом БТД
достигла 1.037 млн б/д, причем 80% приходилось на месторождение АЧГ. В 2011г. в
АР начался спад добычи нефти. Запланированная на 2011г. добыча была снижена на
100 тыс б/д, а реальная добыча в 2011г. составила 0.9 млн б/д.
Нефтедобыча на АЧГ осуществлялась в рамках "комплексной
трехэтапной программы эксплуатации месторождения" консорциума AIOC (оператор
– компания BP). В 2005г. была сдана в эксплуатацию интегрированная платформа
1-го этапа, в 2005 и 2006гг. сданы 2 береговые платформы 2-го этапа, в 2008г. -
интегрированная береговая платформа 3-го этапа.
В начале реализации программы предполагалось, что
нефтедобыча на АЧГ достигнет пика в 1.24 млн б/д уже в 2010г., а потом снизится
до среднегодового показателя 0.9 млн. б/д и останется такой до 2015г.
Недовыполнение показателей запланированной добычи (32%) крайне отрицательно
сказалось и на финансово-экономических показателях программы, и показателях
нефтепровода БТД. Налицо провал трехэтапной программы эксплуатации
месторождения АЧГ.
По прогнозам Департамента энергетики США, пик добычи сырой
нефти в АР придется на 2012г., и этот показатель сохранится или чуть снизится в
2013г. Но эти прогнозы чрезмерно оптимистичны. Азербайджанская государственная
нефтяная компания SOCAR пик добычи нефти на уровне около 1 млн б/д переносит на
2013г . По нашим оценкам, срыв трехэтапной программы эксплуатации АЧГ и программы
БТД свидетельствует о системных недостатках проекта. В объяснение провала
обычно приводятся 3 фактора: первый - грузино-осетинская война 2008г. и
конфронтация Грузии с РФ, которой предшествовал взрыв отрезка БТД на территории
Турции; второй - последствия аварии на нефтяной платформе ВР в Мексиканском
заливе, в результате чего участились инспекционные остановки на платформах АЧГ;
третий - авария на платформе "Центральный Азери" в 2008г. и
ликвидация ее последствий. Но эти факторы не объясняют срыва запланированных
показателей.
Наибольший урон нанесла авария на "Центральном
Азери", но и тут несколько завышенная оценка урона составит порядка 200
тыс. б/д, что объясняет не более 50% недовыполнения запланированной добычи.
Срыв запланированной нефтедобычи на АЧГ обусловлен
следующими причинами: 1. Изначально завышенной оценкой извлекаемых запасов
нефти АЧГ; 2. Недостаточным уровнем общих мощностей на АЧГ, запланированных в
рамках трехэтапной схемы; 3. Недостаточным объемом обратной закачки сопутствующего
газа и воды в нефтеносные горизонты АЧГ для обеспечения необходимого для
запланированной добычи внутреннего давления нефтеносных пластов. Третья
причина, связанная с геоэкономическими и геополитическими реалиями региона,
особенно важна.
Недостаточный объем обратной закачки сопутствующего газа,
вероятно, связан с "доктриной Алиева". С 2007г. АР инициировала
программу использования собственных газовых ресурсов, в том числе –
сопутствующего газа, получаемого при нефтедобычи на АЧГ, как дополнительного
рычага воздействия на региональную геополитику. Предполагалось, что
азербайджанский (в перспективе – туркменский) газ должен вытеснить поставки в
регион российского (и иранского) газа и тем самым ослабить геополитическую роль
этих стран в регионе. Предполагалось также, что эта политика укрепит позиции АР
в регионе, наполнит новым содержанием проект "энергетического моста Южного
Кавказа" по оси Азербайджан - Грузия - Турция - Израиль, а также приучит
Турцию к роли исключительно транзитной (а не покупающей-продающей) страны при
поставках азербайджанского газа в ЕС и на Ближний Восток. При неопределенности
перспектив реализации второй фазы эксплуатации газоконденсатного месторождения
Шах-Дениз и проекта "Набукко" сопутствующий газ из АЧГ рассматривался
как "готовый к употреблению" инструмент.
Властные и партийные круги США, Госдепартамент и Посольство
США в АР оказывали давление на государственную компанию SOCAR и BP в деле:
гарантированного обеспечения Грузии поставками газа из АР, особенно в зимние
периоды 2007-09гг.; осуществления стратегической программы отказа Грузии от
российского газа и ориентации ее на "энергетический мост" Азербайджан
- Турция -Израиль и ЕС; обслуживания и укрепления стратегической роли Турции в
важнейших процессах, протекающих в регионе "Большого Среднего
Востока".
В результате компания BP в 2006-2008гг. находилась под
постоянным давлением как властей АР и SOCAR, так и властных и партийных кругов
США, а также правительства Грузии (и Турции), которые требовали ограничить
закачку сопутствующего газа в месторождение и использовать его для поставок
Грузии (и Турции), особенно в зимние сезоны 2006-2009гг. Это подтверждает
переписка между Госдепом и посольствами США в АР и Грузии, опубликованная
Wikiliks. В результате ограничения объемов закачки производительность нефтяных
платформ AIOC/BP на участке "Азери" месторождения АЧГ значительно
снизилась задолго до аварии 2008г.
BP максимально использовала ситуацию в своих целях,
ультимативно потребовав от АР укрепления своего доминирующего положение в нефтедобыче
республики и продления действия "договора века", подписанного в
1994г., на выгодных для себя условиях. ВР связал свою нефтедобычу на АЧГ и с
возможностью контролировать эксплуатацию "глубинного газа"
месторождения АЧГ и месторождения Шах-Дениз.
Парадоксально, но грузино-российский конфликт 2008г. и новая
региональная геополитическая ситуация существенно облегчили достижение целей
BP. Чтобы добиться обещанного показателя нефтедобычи в 1 и более млн б/д, в
2011г., ВР инициировал новую программу 4-го этапа эксплуатации АЧГ -
"нефтяную программу Чираг" (НПЧ) стоимостью $6 млрд,
предусматривающую установку новых береговых платформ на участке Чираг
месторождения АЧГ. Уже ведутся работы по монтажу и установке платформы Западный
Чираг. BP усилил и свое участие в консорциуме AIOC и способствовал повышению
доли SOCAR в этом консорциуме.
Несмотря на эти мероприятия, маловероятно, что добыча на АЧГ
достигнет 1 млн б/д. По расчетам британского Центра глобальных энергетических
исследований (ЦГЭИ), реализация НПЧ в основном позволит перераспределить
внутреннее давление месторождения АЧГ и продлить график нефтедобычи на уровне
до 900 тыс. б/д в режиме плато, но не обеспечит запланированную пиковую добычу
в 1,2 млн б/д.
Провал трехэтапной программы эксплуатации АЧГ, непрозрачное
использование нефтедолларов, давление международных компаний, углубляющееся
социальное расслоение и т.д. усиливают разочарование в азербайджанском
обществе, помнящем алиевские обещания процветания и решения "национальных
задач". И это разочарование углубится, если ожидаемые дивиденды от
эксплуатации газоконденсатных месторождений, в первую очередь II этапа освоения
Шах-Денизского месторождения, не компенсируют спад прибыльности нефтяной сферы.
Напряженность усиливается и дискриминацией национальных
меньшинств и прав автохтонных народов, полуфеодальным характером смены и
применения власти. В АР создается взрывоопасная ситуация.
Правящая элита АР стремится перенаправить отрицательную
энергию за пределы национальных границ. В 2012-2013гг. напряженность будет
расти. Учитывая доходящий до абсурда военный бюджет АР, его милитаристскую
риторику, армянофобию и следование политике Израиля и США на Южном Кавказе,
можно утверждать, что исходящая от АР угроза всему региону становится серьезной
и непосредственной. Ара МАРДЖАНЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.