Analitika.at.ua. Совсем недавно на сайте азербайджанского информагентства
ТРЕНД был помещен видеоматериал, в котором искусствовед Эльчин Алибейли "с
фактами на руках" убеждал слушателей и зрителей в том, что армяне все украли
у азербайджанцев – от музыки до литературы. Думается, названному
"искусствоведу" будет полезно вспомнить забытые имена великолепных
армянских музыкантов, сыгравших огромную роль в становлении и развитии
азербайджанской культуры.
Первым музыкантом, исполнявшим на кларнете восточную музыку
на Кавказе, был дедушка уже покойного кларнетиста Георгия Агабабова. Дудукист
Сергей был призван в царскую армию, где в духовом оркестре научился играть на
кларнете и привез его с собой в Баку. А одним из основоположников прогрессивной
школы искусства мугама в Азербайджане был кларнетист Каро Чанчоглян. Родом из
Ленинакана, он в 50-е годы записал все основные виды мугама на азербайджанском
радио, которые исполнялись и хранились в золотом фонде вплоть до 80-х годов прошлого
столетия. Это были просто шедевры восточной музыки. Могила Каро долгие годы
была местом паломничества бакинских музыкантов. Но записи его сегодня, скорее
всего, уничтожены "толерантными любителями музыки", а может быть,
переименованы и присвоены.
Вторым гигантом исполнения мугама на кларнете в Баку был
Георгий Мартиросов, заслуженный деятель искусств Азербайджана. В 80-е годы у
него был свой ансамбль "Гюльшен", который базировался в ДК им.
Шаумяна. Его искусство до сих пор считается непревзойденным. После одного из
концертов к Георгию на сцену вышел лучший в те годы азербайджанский кларнетист
Вели и при всех признался: "Жора, ты самый лучший!".
Основоположником исполнения мугама на кяманче в Баку был
знаменитый Невтон Григорян, выступления которого чуть ли не каждый день
показывали по бакинскому телевидению. Он великолепно играл в ансамбле народных
инструментов Азербайджанского ТВ, записал и сольные пластинки. Его
"Шюштер" до сих пор исполняется как классика. А чуть позже лучшими
стали Борис Керопян и Давид Айриян (ныне живущий в Бостоне). Интересно отметить
тот факт, что обычно на правительственных концертах в оркестре играли
азербайджанцы, а в записях, в программах ТВ и в документальных фильмах -
армяне. Среди гитаристов лучшим исполнителем мугама был Сурен Меграбян,
работавший в ансамбле Зейнаб Ханларовой. Сейчас он живет и работает в
Лос-Анджелесе.
Думается, даже самый ярый поборник чистоты азербайджанской
культуры не стал бы отрицать тот факт, что лучшим из лучших вокалистов, певших
мугам, был ныне покойный легендарный "Жора Кировабадский" - Георгий
Амирян.
В самом начале 20-х годов прошлого века Г.Ионесян создал
первый ансамбль народных инструментов Азербайджана и долгие годы руководил им.
В 1938 году этот ансамбль, добрую половину которого составляли армянские
музыканты, выступил под его руководством на Декаде азербайджанского искусства в
Москве. В 1930-40-х годах ведущим таристом в Баку был Согомон Сейранян (в
Азербайджане его знали как Сейранова) - первый руководитель Государственного
оркестра народных инструментов Азербайджана. А ведущей солисткой,
исполнительницей азербайджанских народных песен Филармонического ансамбля
народных инструментов была Роза Балаян. Ну а про репертуар Рашида Бейбутова,
где самыми популярными были песни Андрея Бабаева "Я встретил девушку"
и "Необыкновенные глаза", которые распевала вся страна, и говорить
нечего.
Андрей Бабаев родился 27 декабря 1923 года в селе Мсмна
Мартунинского района Нагорного Карабаха. Начальное музыкальное образование
получил в Шуши. В 1950г. закончил Бакинскую консерваторию по классу композиции,
а в 1953г. - аспирантуру Московской консерватории. Но еще до получения
официального музыкального образования, в 1939-1941 годах работал помощником
дирижёра оркестра азербайджанских народных инструментов Азербайджанского радио.
В 1941-1945гг. был художественным руководителем ансамбля песни и пляски
Бакинского гарнизона, в 1946-1947гг. - руководителем ансамбля сазисток
бакинской филармонии, в 1947-1950гг. - хормейстером ансамбля песни и пляски той
же филармонии. В 1950 году уехал в Москву, где и скончался 21 октября 1964
года. Похоронен на армянском кладбище в Москве.
Продолжим славный список своеобразного Зала славы армянских
музыкантов Баку. В 60-70-е годы здесь жили два выдающихся
армянина-аккордеониста, которым просто не было равных. Это гений аккордеона
Михаил Макаров и не менее талантливый Эдуард Газаров. К сожалению, оба ушли из
жизни совсем молодыми. Были они разными по характеру и по темпераменту, но их
объединяли любовь к музыке и юмор, а Эдуарда отличала еще и преданная любовь к
Армении. Особенно одарённым был Михаил - его техника игры была совершенной. Во
время гастролей с Бейбутовым за границей местные аккордеонисты толпами
приходили в гримерную после концертов и просили Михаила что-нибудь им показать
или посоветовать. Как утверждают очевидцы, Макаров с удовольствием делился с
ними своими секретами, постоянно подчеркивая свое армянское происхождение.
Что касается Эдуарда Газарова, то он был выдающимся
музыкантом-инструменталистом, прекрасным аранжировщиком и дирижёром. Кстати,
знаменитую "Лезгинку" гитарист Юрий Сардаров исполнял именно в его
аранжировке. Газаров закончил консерваторию по классу композиции, однако его
дальнейшая судьба сложилась весьма печально. После бакинских событий ему
удалось чудом вырваться и уехать в Арцах, где он занялся педагогической
деятельностью в музучилище. К сожалению, затем последовали страшная болезнь,
отъезд на лечение в Израиль и смерть.
Эти и многие другие музыканты-армяне активно участвовали в
развитии и популяризации азербайджанской народной музыки, при этом исполняя
мугамы зачастую лучше самих азербайджанцев... Говорят, что человек, постигший
национальную музыку другого народа, уже не чужой для него. Возможно, так оно и
есть, но в отдельных случаях все зависит от народа, музыку которого постигает
музыкант... Армен МАНУКЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.