Analitika.at.ua. В Армении и НКР состоялась международная научная
конференция "Культурное наследие Армянского нагорья", организованная
Институтом истории, Институтом археологии, Институтом искусств НАН РА, ЕГУ и
Государственным университетом НКР. На первый взгляд тематика конференции
выглядела слишком обширной. Однако Армянское нагорье – это не только
территория, на которой возник и сформировался армянский народ. Это земля, на
которой в течение нескольких тысячелетий создавались бесценные памятники
духовной и материальной культуры армян, являющиеся неоспоримыми аргументами,
опровергающими любые попытки поставить под сомнение автохтонность армянского
народа на Армянском нагорье.
Научные конференции по этой тематике никогда прежде не
проводились. Возникла необходимость в том, чтобы ученые – представители разных
областей арменоведения как из Армении, так и других стран совместно обсудили
вопросы, связанные с культурным наследием армянского народа, и выявили основные
тенденции развития его духовной и материальной культуры.
Были и другие серьезные основания для организации
конференции по этой тематике. Как известно, Турция и Азербайджан, как, впрочем,
и некоторые другие политические силы, ведут целенаправленную политику, в том
числе и в сфере научных исследований, целью которой является фальсификация
истории армянского народа и его культурных достижений. Ангажируемые в
антиармянскую деятельность западноевропейские и американские научные центры
откровенно выполняют политические заказы. Делаются попытки приписать культурные
достижения армян другим народам. В некоторых западных университетах
организуются востоковедческие кафедры, которые финансируются Турцией и,
естественно, представляют "научные результаты", устраивающие
спонсора. Кроме того, в западных университетах возросло число турок-студентов и
преподавателей из числа граждан европейских стран.
Этнический аспект изучения истории Османской империи
приобретает все большее влияние в османистике и при изучении сельджукского
периода. Выдвигаются псевдонаучные концепции, имеющие цель доказать, что после
завоевания Малой Азии тюркскими племенами они создали на этой территории
культурные ценности, имеющие мировое значение. В научном обиходе абсолютно
необоснованно появилось понятие "сельджукское искусство". Разумеется,
на территории Армянского нагорья в изобилии имеются памятники культуры,
созданные задолго до вторжения в регион тюркских племен. Но тенденциозная наука
находит свои объяснения и этим фактам. Усилиями Турции уже нередко говорится о
том, что армянский народ хотя и проживал на территории Армянского нагорья,
которое теперь все чаще начинают называть Восточной Анатолией, но не играл
определяющей роли в его культурном развитии. Современная турецкая историография
утверждает, что армянский народ практически никогда не имел своей
государственности и сколько-нибудь значительных культурных достижений. Известно
немало примеров уничтожения армянских культурных памятников не только на
территории Азербайджанской Республики.
В классический период изучения разных народов, в том числе и
армянского, ученые глубоко и объективно исследовали исторические события,
памятники литературы, культуры. Именно тогда были заложены научные основы
арменоведения. Однако, как уже было сказано, в течение последних десятилетий
многие достижения классического арменоведения стали пересматриваться некоторыми
зарубежными научными центрами, выполняющими политические заказы. До этого, в
период 20-30-х, особенно 40-х гг. в турецкой историографии господствовала точка
зрения, согласно которой армян вообще никогда не было на Армянском нагорье и
что турки являются прямыми наследниками шумеров и хеттов. Шумерская версия
происхождения турок появилась после того, как в 1946 г. европейскими учеными
были проведены широкие антропологические исследования населения Турции, которые
показали, что по антропологическим характеристикам турки отличаются от
центральноазиатских народов. Не имея четко прослеживаемых корней, турки
произвольно решили связать свое происхождение с одной из древнейших
цивилизаций.
Тем не менее серьезной науке известно, что тюркские племена
появились на этой территории только в XI веке, поэтому крайне трудно найти
достойное объяснение тому, что некоторые западные ученые готовы принять
выгодную Турции версию относительно того, что турки всегда обитали на Армянском
нагорье. К сожалению, некоторая часть современного научного сообщества не
ставит задачу выяснить истину или хотя бы признать подтвержденное результатами
серьезных исследований.
В университетах Турции изучаются три периода турецкой
истории – сельджукский, османский и период Турецкой Республики. Сегодня даже
прогрессивная турецкая интеллигенция не признает кочевые племена сельджуков
предками турок, в крайнем случае сельджуки рассматриваются лишь как частичные
предки.
Несколько лет назад специалистами из Италии и Германии в
Турции проводились полуконфиденциальные социологические исследования, целью
которых было выяснить, кем в этническом отношении считает себя население
современной Турции. Результаты опросов оказались достаточно неожиданными –
примерно 40% турецких граждан турками себя не считают. Тем не менее Турция
является частью тюркского мира, а идеи пантюркизма преобладают в политическом
мировоззрении граждан этой страны.
Фальсификации армянской истории имели место и в СССР. В
учебниках для исторических факультетов вузов и некоторых энциклопедических
изданиях Урарту было представлено как армяно-грузинское государство, а к числу
потомков урартов причисляли не только армян и грузин, но даже азербайджанцев. К
сожалению, в условиях жесткого идеологического давления в фальсификациях
участвовали даже авторитетные советские ученые.
Однако основная часть докладов конференции была посвящена
собственно результатам научных исследований, связанных с культурными
достижениями армянского народа и их влиянием на развитие культуры других
народов. В докладах некоторых участников конференции были представлены
памятники культуры армянских общин за пределами нашего региона. То, что
конференция проходила в Ереване и Стапанакерте, имело символическое значение.
По мнению участников форума, поднятые проблемы должны
серьезно и систематически обсуждаться. Предполагается организовать целый цикл
конференций по отдельным направлениям арменоведения. Конференция положила
начало целенаправленному методическому и координированному изучению культурного
наследия армянского народа, созданного на территории Армянского нагорья в
течение нескольких тысячелетий.
Одним из результатов проведенной конференции следует считать
создание определенной научной среды, в которой и в дальнейшем будут обсуждаться
вопросы армянского культурного наследия. Формируется круг ученых, готовых
научно опровергнуть фальсификации, связанные с армянским культурным наследием и
вопросом происхождения армян. Выполнение этих задач потребует еще более
глубокого и системного изучения этих вопросов. Подтверждение цивилизационной
роли армян не нуждается в фальсификациях. Гаянэ САРМАКЕШЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.