Главная » 2012»Июль»26 » Гражданское общество в Армении и Азербайджане: Параллельные реальности
Гражданское общество в Армении и Азербайджане: Параллельные реальности
14:34
Analitika.at.ua. Развитие постсоветского гражданского общества в Армении
имеет одно большое преимущество - этот процесс мы наблюдаем здесь и сейчас. Экологи,
правозащитники, просто активная и знающая свои права молодежь - они заставляют
вас услышать себя и учитывать свое мнение настоятельно, упорно и с завидным
энтузиазмом. Их позиции могут не совпадать с вашими, не всегда быть единственно
верными, но это тот самый плюрализм - немного манипулятивный, немного
агрессивный, немного стихийный, без которого наше общество претендовать на
открытость и развитие не сможет.
Нужно ли нам это развитие, спросите вы? Безусловно, да. Из
этой какофонии протестных мнений и различных суждений после отсеивания всей
шелухи в конечном итоге складывается мозаика, которую принято называть
«гражданской культурой». А поскольку изолироваться от внешнего мира и его
воздействия в 21-ом веке практически невозможно, необходимо вырабатывать
правила «совместного выживания».
А еще вокруг нас есть соседи, которые находятся на различных
стадиях развития этой гражданской культуры. Особенность географического
местоположения дает нам возможность в реальном времени изучать четыре разных
социума вокруг, равняться на которые незачем в принципе, но сравнительный
анализ не просто полезен, но и необходим для понимания этнополитической картины
региона.
Сегодня на Южном Кавказе сложилась достаточно интересная
картина. Армения - лидер региона по свободе слова и выражения (помимо рейтингов
международных организаций, об этом красноречиво сама за себя говорит активность
пользователей Facebook-а). Армения, которая находится в окружении, с одной
стороны, Турции и Ирана с закрытыми Youtube-ом и Facebook-ом, а с другой
стороны- Грузии, где фиксируются постоянные проблемы с частными телеканалами, и
Азербайджана, президент которого носит «почетное» звание «врага прессы». Картина,
скажем прямо, не внушающая оптимизма.
Справедливости ради необходимо отметить, что сами критерии
«демократичности» и «развитости» настолько расплывчаты и спорны, что ими умело
и вполне справедливо жонглируют в авторитарных странах, в том же Азербайджане,
когда правящий режим в очередной раз обвиняют в нарушении прав человека. Однако
оставим «права и свободы», как рычаг давления на неугодных, и попытаемся
проанализировать общества Армении и Азербайджана, которые живут в одном
географическом и геополитическом пространстве, но в параллельных реальностях.
Азербайджан- страна, где сегодня идут, пожалуй, самые
неоднозначные и вместе с тем интересные общественные процессы нашего региона. К
примеру, когда за год в азербайджанской армии погибает втрое больше солдат, чем
в армянской, и при этом азербайджанская армия превосходит армянскую всего
процентов на 30, люди не выходят на улицы, не требуют отставки высших военных
чинов, как в Ереване. Примечательно здесь именно то, что количество погибших в
армянской армии с каждым годом уменьшается, а говорят о них все громче. В
Азербайджане же ситуация ровно противоположная: реальное количество жертв, как
и реальные обстоятельства их гибели замалчиваются или маскируются, и в обществе
формируется ложное представление о мощи и безупречной дисциплине в
азербайджанской армии.
Это приводит к тому, что каждая новая жертва в
азербайджанской армии отдается гулом в сознании и провоцирует в обществе
смятение, ведь она полностью выбивается из красивой картины, созданной государственной
пропагандой. К примеру, в результате последних инцидентов на линии
соприкосновения МО Азербайджана признало 5 погибших, еще 7 военнослужащих
азербайджанской армии при совершенно нелепых обстоятельствах «скончались» в
течение последующей недели. «Каким образом вы обещаете занять Карабах за 10
дней, если в день теряете по солдату из-за нелепых несчастных случаев?»-
иронизировали армянские СМИ. Азербайджанские коллеги молчали, потому что так
положено, потому что установки «говорить» они не получили, потому что и
сказать-то нечего. Ну, а что тут скажешь?
Настойчивое озвучивание проблемы способствует ее решению -
данный постулат в Армении сегодня взят на вооружение, в том числе и в вопросах
армии. Сложившаяся ситуация, при которой практически невозможно скрыть или
умолчать серьезное ЧП в армии - это уже залог реформирования, поскольку
общественный контроль бдителен как никогда ранее. По сути, это и есть тот
механизм взаимодействия гражданского общества и государства, который
способствует конструктивному развитию системы в целом. В Азербайджане ситуация
кардинально противоположная. После поражения в карабахской войне укоренился
тезис: говорить о проблемах в армии категорически нельзя, поскольку это
ослабляет моральный дух. Однако, как видим, вышеприведенные цифры говорят сами
за себя.
Свобода мышления и возможность проявить гражданскую позицию
для армянского общества даже не ценность, а нечто само собой разумеющееся. Даже
в советской Армении строился мемориал жертвам Геноцида армян, а люди, игнорируя
эпоху тотального атеизма, крестились и венчались в церкви, более того, несмотря
на железный занавес, общались со Спюрком и выходили на площади с требованием
защитить свои права. То, что для других обществ в советских республиках
казалось невозможным, в Армении было частью своей особенной «армянской
парадигмы» мышления. Но тема эта объемная и достойна отдельной дискуссии.
Вернемся к сравнению гражданского общества в соседних
республиках. Помнится, 8-го марта представительницы прекрасного пола «взяли
штурмом» бутики в садике на улице Маштоца. Ничуть не смущаясь полицейских,
даривших им в честь праздника подснежники. По-моему, картина, достойная фильма
Вудди Аллена.
А в это время в Баку группа молодых людей дважды пыталась
провести в центре города флеш-моб акцию «Давайте читать книги», чтобы привлечь
внимание к проблеме чтения (согласно официальной статистике, в Азербайджане
читают только 11% населения). Суть акции- молчаливое чтение книг, и каждый раз
ребят грубо разгоняла полиция с формулировкой…внимание (!) «нарушение
общественного порядка». Тут, пожалуй, сценарий стоит отдать Кустурице. Кстати,
в Армении, которая объявлена в этом году всемирной столицей книг, аналогичное
мероприятие уже прошло.
Запрет на массовые собрания? Да-да, в Азербайджане он
действует вполне успешно. В 2011 году азербайджанский полицейский, разрывающий
рот оппозиционеру во время ареста на митинге оппозиции, попал в один из
рейтингов самых впечатляющих фотографий. По мне, так больше достойна этого
места фотография, зафиксировавшая момент задержания 5-летней девочки,
выкрикивавшей «Азадлыг» («Свобода»), и ее мамы во время очередной
несанкционированной акции протеста в одном из бакинских парков. Потом, правда,
полицейские оправдывались, что насильно увезли девочку с мамой в целях их же
безопасности. Тут точно не до подснежников.
Что же тогда творится в «интернетах»? А в «интернетах»
азербайджанский режим действует по принципу «уранового лома». Сказать, что
арест двух азербайджанских блогеров - Аднана Гаджизаде и Эмина Милли- из-за
сатирического ролика, критикующего власти Азербайджана, вызвал шок в армянской
блогосфере, будет преувеличением. Но то, что взаимоотношения двух сегментов
блогосферы- армянского и азербайджанского- разделились на «До» и «После»
истории с осликами- это да. Двух молодых людей, получивших образование в Европе
и придерживавшихся либеральных взглядов, посадили на 2 и 2,5 года за
«хулиганство». Ребятам из Armcomedy там по-любому светил бы пожизненный срок.
Молодой активист-оппозиционер Джаббар Савалан просидел в
азербайджанской тюрьме 10 месяцев за призыв в социальной сети Facebook выйти на
акции протеста в Баку весной 2011 года. Ему «впаяли» 2,5 года по статье
«незаконное хранение наркотиков» ( чтоб другим неповадно было!) и выпустили по
амнистии. Бывший кандидат в депутаты парламента Азербайджана, выпускник
Гарвардского университета Бахтияр Гаджиев, разместивший в интернете
свидетельства фальсификаций в ходе парламентских выборов в Азербайджане в 2010
году, 19 мая 2011 года был приговорен к 2 годам лишения свободы за «уклонение
от воинской службы» и был освобожден аккурат перед нынешним визитом Хиллари
Клинтон в Баку. Нет, конечно, нельзя исключать, что это совершенно случайное
совпадение.
Главный редактор газеты «Реальный Азербайджан» Эйнулла
Фатуллаев отсидел 4 года за свой «Карабахский дневник». Независимый журналист,
главный редактор журнала «Монитор» Эльмар Гусейнов был зверски убит в марте
2005 года. Известный азербайджанский писатель- публицист Рафик Таги был убит в
ноябре 2011 года (в 2007 году азербайджанский суд приговорил Рафика Таги к 3
годам лишения свободы за публикацию статьи «Европа и мы», в которой он
критиковал ислам). Талышский активист, защитник прав коренных народов
Азербайджана, главный редактор газеты «Талыши садо» 68-летний профессор
Новрузали Мамедов умер в 2009 году в азербайджанской тюрьме «от болезни» (в
2007 году профессор был арестован «за пропаганду талышского языка и талышских
ценностей» в Азербайджане, а позже осужден к 10 годам лишения свободы).
Становится не по себе, правда? Особняком тут стоит
жутковатая история с журналистом «Радио Свобода» Хадиджей Исмаиловой, интимную
жизнь которой мало того, что спецслужбы Азербайджана засняли скрытой камерой и
разместили в интернете, так еще и нашлось множество защитников такой формы
«общения» с журналистами. Ну, мол, незамужняя женщина не должна заниматься
такими «харамными» делами. Оставим сложное отношение азербайджанского общества
к сексу, тут важен подтекст. Девушке прямо заявили: «если журналистское расследование
залезает слишком далеко, то это «слишком далеко» очень скоро залезает к тебе в
постель». Объяснили доходчиво. На всякий случай еще и закон приняли
соответствующий, запрещающий журналистам получать информацию для своих
расследований.
Да, международные организации регулярно рапортуют: blah-blah-blah,
все плохо и становится хуже. Внешнеполитические ведомства западных стран в такт
кивают, мол, да. А что в ответ? А в ответ официальный Баку имеет два
беспроигрышных «козыря», 100% работающих в азербайджанском обществе: «вас
купили армяне» и, если не сработало, то «вы все нам завидуете».
Могло показаться, что это все проблемы, сопровождающие
развитие гражданского общества в Азербайджане. Но нет. Власти этой страны
решили взяться и за «реформирование» ислама. В стране был введен запрет на
ношение хиджаба (мусульманского женского головного убора) в учебных заведениях,
запрет на озвучивание азана (призыв к молитве) в мечетях посредством усилителей
звука, запрет на совершение намаза сотрудниками госструктур, запрет на
отмечание религиозного траура Ашуры. Суннитам - представителям нацменьшинств-
повезло еще меньше: им запрещено носить бороды, их насильно сбривают в
отделениях полиции во время «профилактических» избиений. Если это попытка
демократизации, то она не засчитывается однозначно. На минуточку представили
запрет на ношение нательного креста и звон колоколов в армянской церкви?
Но у азербайджанского общества есть одно преимущество:
абсолютная монолитность в вопросе пропаганды азербайджанской версии причин,
хронологии и последствий карабахского конфликта. Остановите любого нищего,
побирающегося возле станции метро «Низами», и спросите про Карабах. На одном
дыхании он вам выдаст про 20%, 1 миллион беженцев и 4 резолюции ООН. Другой
вопрос, что по любой теме, по которой азербайджанскому обществу не дали четкой
тезисной установки «сверху», обсуждение бесполезно. Вас встретит глухая стена
непонимания, отрицания и «зависания» процессора в голове при каждом неудобном
вопросе. Отсутствие смекалки и аналитического мышления у сегодняшней
азербайджанской молодежи - обратная сторона чрезмерно интенсивного промывания
мозгов. Хотя и 80% «двоек» на вступительных экзаменах взялись не из пустоты
галактик. В случае Азербайджана общество, безоговорочно впитывающее и переваривающее
любой спущенный «сверху» продукт - это предел мечтания любой власти.
А вот армянская молодежь, которая мыслит и которой есть, что
сказать - это ценнейший ресурс государства. Сегодня Азербайджан лишает свое
общество этого ресурса. Культ личности заменяет творческую интеллигенцию, а
Гобустанская тюрьма - панацея от инакомыслия. Параллель со сталинской Россией
напрашивается сама, но у Азербайджана есть своя специфика. В условиях репрессий
в России формировалось поколение диссидентов, которые спустя годы расшатали
систему изнутри. В Азербайджане, напротив, закручивание гаек и тотальный
контроль «Большого брата» превращает это общество в неуклюжую копию
оруэлловского мира, без шансов и перспектив развития. Анжела Элибегова, Кандидат
политических наук, эксперт по геополитике Южного Кавказа. prm.am. Panorama.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.