После публикации в "ГА" статьи "Как спасти
общехристианские святыни" в интернете был помещен материал "Спасите
христианские святыни в Западной Армении" (о защите армянских памятников в
Турции) Рубена Мелконяна, в которой он рассказал грустную историю о том, как
криптоармяне сохраняют свою идентичность, совершая паломничество в монастырь на
горе Марута.
Тогда я подумала: ведь это Сасун – южный район исторической
Армении, восточное побережье озера Ван. На самом деле речь идет о сасунцах, о
героизме и храбрости которых с восхищением пишут историки Самуэл Анеци, Товма
Арцруни, Асохик, Вардан Великий и др.
Все они рассказывают о том, что, когда наместник Апусет при
халифе Джафаре (Джабр), приехав в Армению, схватил спарапета Смбата и в оковах
послал его к халифу, то в ответ на это поднялось восстание в Сасуне. Повстанцы
убили Апусета и изгнали его войско. Согласно Самуэлу Анеци, это событие
произошло в 850 году.
Автор статьи "Спасите христианские святыни в Западной
Армении" говорит о криптоармянах, то есть о тех армянах, которые в
результате известных событий все еще остаются обращенными в ислам и не решаются
открыто заявить о своей национальной принадлежности и истинном вероисповедании.
И это - в ХХI веке! Но ретроспективный взгляд открывает
традиционную принципиальность, непоколебимость, преданность сасунцев родине и
вере, что было для них неотделимо одно от другого. Героизм в любых условиях,
перед лицом самых жестоких испытаний всегда был присущ сасунцам.
Когда военачальник Буга, тюрок по происхождению,
"человек хитрый и нечестивый", обманом все-таки завлек спарапета
Смбата к Джафару, заключившему Смбата в темницу, дабы он отрекся от Христа, тот
не подчинился. Он так и умер в темнице, "сподобившись имени
мученика".
Именно жестокие расправы Буги с "непокорными
армянами", его вероломство в Сасуне, избиение мушцев и многое другое
подняли армянский народ на борьбу против него, что и нашло отражение в эпосе
"Давид Сасунский".
Но заглянем вновь в "Историю Страны Армянской"
столетия спустя. Как пишет Киракос Гандзакеци, "неприступная страна Сасун
тоже подчинилась татарам". Садун - атабек и амирспасалар, великий князь
Махканаберда, владетель Ахпата, был человек сильный и храбрый в бою, "так
что Хулагу-хан почитал его наряду с первыми своими богатырями". Он
пожаловал Садуну Сасунскую область, но обязал участвовать в их походах. Позже
татары изменили своей клятве и вырезали множество сасунцев. История учит, но
учимся ли мы у нее?!
Из нашего национального эпоса "Давид Сасунский" мы
знаем и о монастыре на горе Марута, в частности, что он был основан отцом
Давида – Мгером-старшим в честь Всевышней Девы Марии. После смерти Мгера арабы
разрушили храм.
Это могила отца твоего.
Здесь храм стоял, разрушился он.
Отец твой, Мгер, воздвиг его,
И имя дал ему –
Марута Всевышняя Дева.
Как только умер твой отец,
Мсра-Мелик напал, все стены разрушил, снес.
По мнению некоторых специалистов, Марута-лер была святилищем
еще в языческие времена. Название монастыря, построенного на вершине в средние
века в честь Богородицы, произошло от названия самой высокой вершины сасунских
гор – Марута-лер и стало ассоциироваться с Девой Марией. По названию монастыря
стала называться и Богородица. В эпосе зафиксирован этот факт: "О
Всевышняя дева Марута"..
Мсра-Мелик отправил войско с повелением разграбить и
разрушить отстроенный храм . Но Давид восстанавливает былую мощь Сасуна, снова
отстроив храм – свидетельство силы и независимости. Причем отстраивает он его
дважды. Храм рухнул, и Марута в видении велела Давиду положить в основание
храма меч:
Сними ты с пояса меч,
Заложи мой храм на мече своем…
Чтоб на крепкой основе стояла я.
Этим подтверждается библейская истина: "Не отдавай
своей святыни псам". А чтобы людям удобнее было совершать паломничество к
храму, Давид соорудил и мост, соединивший Сасун с горой Марута, который и
называется Давидов мост. Но не унимался Мсра-Мелик и снова и снова разрушал и
грабил храм:
Я должен всадников взять, поскакать
И храм Марута разграбить, снести.
Совершив свое злодейство, он похвалялся:
Надругались мы над Давида отцом,
И монастырь разграбили мы,
Вардапетов сорок его, монахов сорок
Перерезали мы.
Но именем Всевышней Маруты Давид побеждает Мсра-Мелика -
врага своего народа. Взмолившись: "Хлеб и вино, сущий Господь! Всевышняя
Дева Марута!" - Давид повергает своих врагов и изгоняет из родного Сасуна.
Господь говорит: "Но кто ударит в правую щеку твою,
обрати к нему и другую", - но ведь Он же наставляет: "Не отдавай
своей святыни псам". Оба эти наставления должны работать, а как и когда –
надо понимать правильно.
В середине IХ столетия народ снова взялся за оружие. Участие
в этом восстании горцев Сасуна и Хута предрешило победу. Именно они убили
кровожадного и вероломного правителя Юсуфа и истребили его воинов-карателей, не
надеясь на "международные структуры". Сирийские первоисточники еще в
VIII веке писали об освободительной борьбе "жителей гор" (так
называли сасунцев), когда восстание перекинулось в неприступные горы Сасуна,
которые и были опорой людям, могучим, как горы.
Историк Аракел Даврижеци в памятной записи рукописи
Айсмавурк рассказывает, что в царствование Джаханшаха (1435-1467), самого
могущественного из племени кара-коюнлу, покорившего всю Персию, Католикос
Ахтамарский - владыка Закарий, услышав о том, что нависла опасность разрушений
и грабежей над Багешем и Мушем, Хутом и Сасуном, другими крепостями и
областями, отправился к Джаханшаху и добился примирения: "…и обратил он
гнев самодержца в мир, а сам вернулся к себе, в величественную резиденцию – в
Святой Эчмиадзин".
И если обращаться вновь и вновь к истории, которая учит, то
вспомнятся ее очень горькие страницы. Историк VIII века Гевонд констатировал:
"…армяне, доведенные до крайности, решились на отчаянное средство и
предприняли то, чего не в силах были исполнить по причине своей
малочисленности. Предпочитая смерть храброго жизни в постоянной опасности, они
замыслили восстание… Расправа была жесточайшей. Земли недоставало на
погребение". Но огромные жертвы не сломили сасунцев. И вновь вспоминаются
строки из "Давида Сасунского":
Мы были мирны, как наши горы,
Вы налетели дико, как смерч.
Мы встали против вас, как наши горы,
Вы взвыли дико…
Но мы вечны, как наши горы.
Может, это и есть ответ на все вопросы и решение всех
проблем? В сформированном жестокой историей национальном характере. Надо только
проявить его! И пусть об этом не забывают сасунцы и все, кто чтит монастырь на
горе Марута, когда в очередной раз придет время сказать:
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.