Analitika.at.ua. По своему геополитическому значению, по составу
заинтересованных сторон и государств, по практике рассмотрения и обсуждения, по
влиянию на политические процессы карабахская проблема, несомненно, является
международной.
В последние годы карабахская проблема стала предметом более
активного обсуждения на международной арене, что можно объяснить ослаблением
внимания Западного сообщества к региону Южного Кавказа и Каспийского моря, а
также – к Восточной Европе в целом. Вместе с тем, карабахская проблема, как и
аналогичные проблемы в Южном Кавказе и в других регионах Восточной Европы,
рассматриваются в зависимости от более масштабных геополитических и
политических задач. В связи с этим, рассмотрение карабахской проблемы как
международной требует соблюдения определенного баланса понятий и категорий, то
есть на определенном уровне актуальности и значимости.
Основным критерием рассмотрения карабахской проблемы, как и
других аналогичных проблем, заинтересованными государствами и международными
организациями является безопасность (региональная или межрегиональная). До
настоящего времени рассмотрение карабахской проблемы осуществлялось в рамках
прогнозируемой безопасности. Принципы соблюдения территориальной целостности,
демократии, толерантности и другие принимались во внимание только при
соблюдении условий обеспечения безопасности.
В регионе Южного Кавказа последовательно складывается
иерархия условий и факторов безопасности, которые приоритетно ориентированы на
успешную добычу и транспортировку энергетических ресурсов. Для США, а также и
Великобритании, которые декларируют различные цели и задачи в Южном Кавказе,
актуальная политика в Южном Кавказе подчинена исключительно интересам проектов
энерго-коммуникационных, которые заметно деполитизированы, и военного транзита,
реализация которых является главной целью, а приоритетами являются безопасность
и стабильность в регионе, причем, в определенном формате, с учетом решения
задач в отношении России, Турции и Ирана.
Параллельно этим основополагающим условиям происходит
сочетание конкретных задач «чистой» геополитики и геоэкономики, которые, в
зависимости от возникающих ситуаций, рассматриваются как первоочередные или
вторичные. Сочетание политических и экономических интересов приводит к дезориентации
не только общества, но и актуального политического класса.
Франция в последние время стала выполнять более важную роль
в разработке планов и схем по урегулированию карабахской проблемы, наряду с
усилением ее влияния в политических процессах, происходящих на Ближнем Востоке.
Великобритания пытается проводить системную политику участия и влияния в
регионе, осуществляя проекты, направленные на решение проблем, связанных с
глобальными энерго-коммуникационными задачами, но ее роль в регионе последовательно
свертывается.
Европейский Союз пытается обозначить свое влияние и новую
роль в регионе, при этом, также ощущается возрастающая роль Франции. В связи с
этим, необходимо более предметно рассматривать французскую политику в регионе,
как целостный «кавказский проект», принимая во внимание намерения Франции
обозначить свое присутствие в сфере газодобычи и транспортировки в
Азербайджане. Вместе с тем, политика Франции в направлении сдерживания амбиций
Турции остается прежней, независимо от политики нового президента.
США оказались в определенной растерянности, их политика
выглядит менее убедительной, и они пытаются максимально сбросить
ответственность за те или иные проблемы в кавказском регионе. Данные условия и
факторы обусловливают политическую ситуации в Южном Кавказе во многом как
игровую, что требует принятия определенных концептуальных установок, на основе
которых могут выстраиваться ситуационные анализы и версии. Так или иначе,
старые представления и сценарии уже утрачены, ситуация заключается в том, что
прежнего баланса сил и намерений нет, а новый пока не сформировался.
Тем не менее, данная ситуация весьма неопределенная и
зыбкая, и не может иметь серьезную, долговременную перспективу. Имеет место
усиление противоречий между основными внешними заинтересованными сторонами, а
также региональная внутренняя напряженность, когда ситуация выходит из-под
контроля. В связи с этим, позиции сторон не могут рассматриваться как
прогнозируемые и более-менее согласованные.
Можно ожидать возобновления военных действий, которое могло
бы стать развязкой ситуации, упростить общую схему соотношения сил. Если США
будут уверены, что им не придется осуществить непосредственное военное
вмешательство, и если Россия не будет этого опасаться, то дорога для начала
войны может быть открыта. Однако, все-таки, в части войны между Арменией и
Азербайджаном решающую роль может сыграть Турция, если она окажется в
безнадежной блокаде и изоляции и решит, что пришло удобное время для того,
чтобы воспользоваться важным резервом своей политики, то есть, амбициями
Азербайджана и начать войну, доказывая, что именно Анкара - главный сценарист
данных военных и политических действий. Нежелание видеть эту перспективу вполне
понятно, но придется все-таки разработать этот сценарий, чтобы утвердить в нем
роль Армении. Игорь Мурадян, Lragir.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.