Analitika.at.ua. За
годы независимости отношения Армении и Ирана всегда развивались в позитивном
ключе. Однако некоторые факторы изрядно омрачают сотрудничество двух стран,
мешают вывести отношения на принципиально новый уровень. Первый фактор - из
числа объективных. Это проблемные отношения Тегерана с западным миром, что
неизбежно сказывается и на армяно-иранском сотрудничестве. А вот второй фактор
несколько более тонкого и своеобразного свойства. Речь о том, что за 20 с
лишним лет независимости Армении между двумя странами было согласовано немало
взаимовыгодных и амбициозных совместных проектов. Но, увы, лишь малая часть
этих программ была воплощена в жизнь.
Возьмем, к примеру, самый крупный реализованный совместный
армяно-иранский проект – газопровод Иран - Армения. Первоначально
предполагалось, что газопровод будет транзитным и газ по нему будет
поставляться из Ирана не только в Армению, но и в Грузию и даже в Украину.
Каковы же результаты реализации этого проекта? Во-первых, газопровод оказался
неприспособленным для транзита и перспектив стать транзитным он не имеет,
поскольку при прокладке газопровода использовались трубы небольшого диаметра.
Кроме того, по сути, весь газ, который поступает в Армению по этому
газопроводу, идет на выработку электроэнергии, которая потом поставляется в
Иран... То есть ощутимого влияния на экономику Армении газопровод не оказывает.
Львиная доля потребностей Армении в газе по-прежнему обеспечивается за счет
поставок России, а газопровод Иран - Армения играет, скорее, резервную роль.
Это в принципе тоже неплохо, но очень уж далеко от ранее заявленных планов.
Но если в случае с газопроводом есть хотя бы пусть даже не
вполне удовлетворительный результат, то немало других амбициозных проектов так
и зависли на стадии благих намерений. В равной мере это касается проектов
строительства ГЭС, железной дороги Иран - Армения, нефтеперерабатывающего
завода в Мегри или трубопровода Тебриз - Ерасх. Дальше разговоров дело не
движется. Конечно, опять можно сослаться на масштабность проектов и сложную
геополитическую ситуацию. Но скорее можно говорить о другом факторе,
препятствующем реализации совместных проектов.
Примечательна в этой связи информация из Таджикистана, также
имеющего немало крупных совместных проектов с Ираном. Выясняется, что и в
Таджикистане проекты реализуются с тем же "успехом". Речь идет как о
строительстве нефтеперерабатывающего завода в Таджикистане, так и о строительстве
железной дороги, которая, как предполагалось, свяжет две дружественные страны…
Однако совместные проекты так же, как и в нашем случае, слишком уж задержались
на стадии благих намерений.
То есть большое желание сотрудничать и с Таджикистаном как
бы есть, но... Как сообщает портал Asiaplus.tj, недавно в Тегеране состоялось
очередное заседание таджикско-иранской межправительственной комиссии по
торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству, в
ходе которого стороны договорились приступить к реализации ряда совместных
амбициозных проектов. Министр энергетики Ирана Маджид Номджуй заявил, что Иран,
Таджикистан и Афганистан договорились создать совместный водно-энергетический
коридор. А для подключения национальных электрических сетей трех стран должна
быть построена линия электропередачи 500 кВ. Заявив об этом, М. Номджуй
добавил, что в настоящее время изучаются технические возможности проекта и
объем инвестиций. Министр энергетики Ирана также напомнил, что в марте этого
года главы трех стран подписали меморандум о строительстве автодороги,
соединяющей эти страны. "Если эта дорога будет построена, можно будет
иметь трубопроводы для транспортировки нефти и газа из Ирана и транспортировки
воды из Таджикистана в Иран, Афганистан и некоторые другие страны Персидского
залива", - сказал М.Номджуй.
Но эти проекты новые. Понятно, что на решение
организационных и прочих вопросов потребуется определенное время. А как же
обстоят дела с, казалось бы, уже доработанными проектами? Относительно
нефтеперерабатывающего завода М.Номджуй заявил: "Мы также обсуждаем вопрос
строительства нефтеперерабатывающего завода, в котором нуждается
Таджикистан". То есть и здесь вопрос по-прежнему на стадии обсуждения и о
переходе к реализации проекта, похоже, говорить пока рано.
Но, может быть, есть подвижки в проекте строительства
железной дороги Иран - Таджикистан, ведь в этом случае вроде бы удалось
договориться по всем важным вопросам? К тому же эта дорога имеет большое
значение для Душанбе, поскольку призвана снизить зависимость от Узбекистана,
который нередко задерживает предназначенные для Таджикистана грузы, а то и
вовсе осуществляет транспортную блокаду.
Но тут вырисовывается другая забавная ситуация. Оказывается,
еще два года назад между Минтрансом Таджикистана и одной из иранских компаний
был подписан документ о разработке ТЭО (технико-экономического обоснования)
строительства таджикского участка железной дороги. Согласно документу, иранская
компания в течение 8 месяцев должна была представить результаты работы, однако
этого не произошло до сих пор.
В январе текущего года министр транспорта Таджикистана Низом
Хакимов провел в Душанбе пресс-конференцию, на которой прямо обвинил иранскую
компанию "Метро" во всяческом затягивании разработки ТЭО таджикского
участка железной дороги Кашгар - Герат. Н.Хакимов откровенно заявил, что
иранская сторона постоянно обещает представить результаты своей работы через
неделю, но по истечении этого срока опять кормит нас обещаниями. По словам
Хакимова, руководство Минтранса обратилось к Посольству Ирана в Душанбе с
просьбой проконтролировать работу иранской компании.
Нельзя сказать, что усилия таджикского министра оказались
совсем уж безрезультатными. В мае этого года вопрос железной дороги вновь
обсуждался на встрече министров транспорта Ирана и Таджикистана, было принято
вроде бы окончательное решение, что злополучное ТЭО будет наконец подготовлено
иранскими специалистами в течение ближайших трех месяцев...
Дай бог, чтобы так и было. Но, согласитесь, на фоне мытарств
таджикского министра крупные армяно-иранские проекты начинают казаться
необузданными фантазиями. Разумеется, понятны проблемы, которые встают при
решении подобных задач. Но, учитывая печальный и очень уж схожий опыт Армении и
Таджикистана, невольно задумываешься о том, не предпринимают ли наши
дружественные соседи чисто восточные дипломатические ходы, сначала предлагая
ласкающие слух совместные планы, а потом спуская их незаметно на тормозах под
воздействием тех или иных обстоятельств? Фарангис НАБИЕВА, Рубен МАРГАРЯН, «Голос
Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.