Четверг, 02.12.2021, 12:07
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2012 » Июль » 5 » Сотрудничество по-восточному
Сотрудничество по-восточному
00:23

Analitika.at.ua. За годы независимости отношения Армении и Ирана всегда развивались в позитивном ключе. Однако некоторые факторы изрядно омрачают сотрудничество двух стран, мешают вывести отношения на принципиально новый уровень. Первый фактор - из числа объективных. Это проблемные отношения Тегерана с западным миром, что неизбежно сказывается и на армяно-иранском сотрудничестве. А вот второй фактор несколько более тонкого и своеобразного свойства. Речь о том, что за 20 с лишним лет независимости Армении между двумя странами было согласовано немало взаимовыгодных и амбициозных совместных проектов. Но, увы, лишь малая часть этих программ была воплощена в жизнь.

 

Возьмем, к примеру, самый крупный реализованный совместный армяно-иранский проект – газопровод Иран - Армения. Первоначально предполагалось, что газопровод будет транзитным и газ по нему будет поставляться из Ирана не только в Армению, но и в Грузию и даже в Украину. Каковы же результаты реализации этого проекта? Во-первых, газопровод оказался неприспособленным для транзита и перспектив стать транзитным он не имеет, поскольку при прокладке газопровода использовались трубы небольшого диаметра. Кроме того, по сути, весь газ, который поступает в Армению по этому газопроводу, идет на выработку электроэнергии, которая потом поставляется в Иран... То есть ощутимого влияния на экономику Армении газопровод не оказывает. Львиная доля потребностей Армении в газе по-прежнему обеспечивается за счет поставок России, а газопровод Иран - Армения играет, скорее, резервную роль. Это в принципе тоже неплохо, но очень уж далеко от ранее заявленных планов.

 

Но если в случае с газопроводом есть хотя бы пусть даже не вполне удовлетворительный результат, то немало других амбициозных проектов так и зависли на стадии благих намерений. В равной мере это касается проектов строительства ГЭС, железной дороги Иран - Армения, нефтеперерабатывающего завода в Мегри или трубопровода Тебриз - Ерасх. Дальше разговоров дело не движется. Конечно, опять можно сослаться на масштабность проектов и сложную геополитическую ситуацию. Но скорее можно говорить о другом факторе, препятствующем реализации совместных проектов.

 

Примечательна в этой связи информация из Таджикистана, также имеющего немало крупных совместных проектов с Ираном. Выясняется, что и в Таджикистане проекты реализуются с тем же "успехом". Речь идет как о строительстве нефтеперерабатывающего завода в Таджикистане, так и о строительстве железной дороги, которая, как предполагалось, свяжет две дружественные страны… Однако совместные проекты так же, как и в нашем случае, слишком уж задержались на стадии благих намерений.

 

То есть большое желание сотрудничать и с Таджикистаном как бы есть, но... Как сообщает портал Asiaplus.tj, недавно в Тегеране состоялось очередное заседание таджикско-иранской межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству, в ходе которого стороны договорились приступить к реализации ряда совместных амбициозных проектов. Министр энергетики Ирана Маджид Номджуй заявил, что Иран, Таджикистан и Афганистан договорились создать совместный водно-энергетический коридор. А для подключения национальных электрических сетей трех стран должна быть построена линия электропередачи 500 кВ. Заявив об этом, М. Номджуй добавил, что в настоящее время изучаются технические возможности проекта и объем инвестиций. Министр энергетики Ирана также напомнил, что в марте этого года главы трех стран подписали меморандум о строительстве автодороги, соединяющей эти страны. "Если эта дорога будет построена, можно будет иметь трубопроводы для транспортировки нефти и газа из Ирана и транспортировки воды из Таджикистана в Иран, Афганистан и некоторые другие страны Персидского залива", - сказал М.Номджуй.

 

Но эти проекты новые. Понятно, что на решение организационных и прочих вопросов потребуется определенное время. А как же обстоят дела с, казалось бы, уже доработанными проектами? Относительно нефтеперерабатывающего завода М.Номджуй заявил: "Мы также обсуждаем вопрос строительства нефтеперерабатывающего завода, в котором нуждается Таджикистан". То есть и здесь вопрос по-прежнему на стадии обсуждения и о переходе к реализации проекта, похоже, говорить пока рано.

 

Но, может быть, есть подвижки в проекте строительства железной дороги Иран - Таджикистан, ведь в этом случае вроде бы удалось договориться по всем важным вопросам? К тому же эта дорога имеет большое значение для Душанбе, поскольку призвана снизить зависимость от Узбекистана, который нередко задерживает предназначенные для Таджикистана грузы, а то и вовсе осуществляет транспортную блокаду.

 

Но тут вырисовывается другая забавная ситуация. Оказывается, еще два года назад между Минтрансом Таджикистана и одной из иранских компаний был подписан документ о разработке ТЭО (технико-экономического обоснования) строительства таджикского участка железной дороги. Согласно документу, иранская компания в течение 8 месяцев должна была представить результаты работы, однако этого не произошло до сих пор.

 

В январе текущего года министр транспорта Таджикистана Низом Хакимов провел в Душанбе пресс-конференцию, на которой прямо обвинил иранскую компанию "Метро" во всяческом затягивании разработки ТЭО таджикского участка железной дороги Кашгар - Герат. Н.Хакимов откровенно заявил, что иранская сторона постоянно обещает представить результаты своей работы через неделю, но по истечении этого срока опять кормит нас обещаниями. По словам Хакимова, руководство Минтранса обратилось к Посольству Ирана в Душанбе с просьбой проконтролировать работу иранской компании.

 

Нельзя сказать, что усилия таджикского министра оказались совсем уж безрезультатными. В мае этого года вопрос железной дороги вновь обсуждался на встрече министров транспорта Ирана и Таджикистана, было принято вроде бы окончательное решение, что злополучное ТЭО будет наконец подготовлено иранскими специалистами в течение ближайших трех месяцев...

 

Дай бог, чтобы так и было. Но, согласитесь, на фоне мытарств таджикского министра крупные армяно-иранские проекты начинают казаться необузданными фантазиями. Разумеется, понятны проблемы, которые встают при решении подобных задач. Но, учитывая печальный и очень уж схожий опыт Армении и Таджикистана, невольно задумываешься о том, не предпринимают ли наши дружественные соседи чисто восточные дипломатические ходы, сначала предлагая ласкающие слух совместные планы, а потом спуская их незаметно на тормозах под воздействием тех или иных обстоятельств? Фарангис НАБИЕВА, Рубен МАРГАРЯН, «Голос Армении»

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 579
Календарь новостей
«  Июль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru