Analitika.at.ua. В настоящее время имеет место некая дискуссия по проблеме
развития определенных высокотехнологических отраслей в Армении, при этом,
главным образом, имеются в виду информационные технологии. И хотя говорится о
широком аспекте отраслей, предметно рассматривается только IT. Это понятно,
потому что в стране только эта отрасль получила достаточно широкое развитие, и
представители данной сферы заинтересованы и вникают именно в проблемы
информационных технологий. Речь идет об определенных подходах и структурах, которые
следует утвердить в сфере управления высокими технологиями.
Несомненно, это актуальная и очень важная задача. От данных
решений во многом зависит будущее нашей страны. Вместе с тем, создается
впечатление, что происходит некоторая подмена понятий, или, вернее, имеется
неосмысленная попытка обособить «высокотехнологичные» отрасли от общего
контекста национальной экономической ситуации.
Мне приходилось бывать в различных странах, где благодаря
совершенно различным факторам удалось достигнуть высокого уровня экономического
и технологического развития и кардинальным образом изменить экономический
профиль. Но в каких-то странах происходит неуклонный слом традиционного
общества и форсированный переход к постиндустриальному статусу, а в других, при
выдающихся достижениях в отдельных отраслях, общество в целом остается на
уровне традиционной патриархальности.
Некоторым странам с населением в несколько десятков
миллионов человек, действительно, пришлось в начальные периоды развития
сознательно обособить постиндустриальное общество от традиционного, но это было
лишь вынужденной мерой, и высокие технологии стали локомотивами всей экономики
и общества. Армения утратила своей статус индустриального общества, и наше
общество, скорее, стало аграрно-ремесленническим, и такие «продвинутые сферы»,
как образование и технологичные отрасли, ориентируются на внешние потребности и
внешние источники доходов.
Армянское общество крайне неорганично, состоит из слабо
сопряженных общественных кластеров и мини-социумов. «Идеологи» и «лидеры»
высокотехнологического развития в Армении говорят о крайне неблагоприятных
ожиданиях в сфере информационных технологий, о том, что достаточно много
специалистов покидают родину. Во многом Армения повторяет опыт государств
Юго-Восточной Азии, о которых мы пытается говорить. Высокоподготовленные
специалисты не могут, в большом числе, концентрироваться в стране, не
относящейся к числу высокотехнологичных.
Имеются также сомнения в полноценности национальной системы
образования и подготовки кадров. Хорошо известно, что дипломированные
специалисты вовсе не являются таковыми и вынуждены получать «частную»,
дополнительную подготовку. Пока что не совсем понятны и перспективы данной
отрасли в Армении, которая вовсе не является самостоятельной в части
собственности и управления.
Что произойдет, если в нашем регионе возникнут конкуренты, а
преимущества в сфере низкой заработной платы будут со временем утрачены? Это
банальные вопросы, но вполне естественные. На данном этапе имеется много
проблем, но главными являются – система образования и подготовки кадров,
субъектность экономической деятельности в сфере IT и в других
высокотехнологичных сферах. То есть, отрасль должна стать более самостоятельной
и самодостаточной, способной более суверенным образом работать на внешних
рынках.
Следует отметить, что Армения еще длительное время будет
находиться в данном геополитическом положении, и фактором обороноспособности и
стабильности является применении современных технологий в сфере обороны и
безопасности. Армения могла бы занять важное место в производстве и экспорте
высокотехнологических видов вооружения. Без производства средств обороны и
безопасности любой комплекс отраслей высоких технологий стал бы незавершенным. Как
заметил экономист Ашот Егиазарян, в стране, где высокие технологии всего лишь
экзотика, не может быть построена новая атомная электростанция и другие
подобные предприятия, требующие системы обеспечения функционирования,
потребления их продукции и развития сопряженных отраслей.
Видимо, в Восточной Европе не завершена дискуссия на тему
рыночных условий экономической деятельности, словно вопросы и проблемы рынка
все еще не решены. Несомненно, что определенным мировым центрам экономического
могущества весьма полезно поддержание дискуссии «о рыночности» в напряженном
состоянии. В этом отношении Армения является более «продвинутой» страной, так
как проблема «рыночности» решена, как представляется многим, раз и навсегда.
Во время одной из политических дискуссии по телевидению
актуальный армянский политик выразил мысль, что «государство является худшим
менеджером». Но именно национальные государства, вернее, их политика стали
важнейшим фактором возникновения промышленности, а затем и того, что сейчас
называется высокотехнологической промышленностью. Хорошо бы напомнить, что
президенты Франции и канцлеры Германии, а также руководители многих иных
экономически высокоразвитых государств, не только лоббируют, но и выступают
менеджерами в проталкивании на мировых рынках продукции оборонного и
гражданского назначения, военных кораблей, пассажирских авиалайнеров и боевых
самолетов, железнодорожных локомотивов и оборудования для атомных и тепловых
электростанций, межрегиональных газопроводов, автосборочных предприятий и
многого другого.
Вместе с тем, это, конечно же, происходит на стыке
политических и экономических интересов, то есть, при сочетании интересов
предпринимателей, политики и общества. Одной из мировых тенденций стала
«экономизация» политики, и в числе ведущих политиков все больше менеджеров,
имевших успех в коммерческих компаниях. При этом, конечно же, государство,
вернее, правительство, выступая в роли менеджера, продолжает работать в
рыночных условиях.
Армения расположена в конце транспортных и коммуникационных
систем, ее инфраструктура в значительной мере отстает даже от экономики в
целом. Для развития инфраструктуры, прежде всего, коммуникационной, до должного
уровня, даже при благоприятных условиях, понадобится не менее 15 – 20 лет. Экономический
потенциал Армении не соответствует тем задачам, которые необходимо осуществить
в сфере развития инфраструктуры. Предпринимательский класс Армении не обладает
ни ментальностью, ни опытом, ни образованием для понимания и постановки задач.
Всевозможные приводимые «объективные» факторы, такие, как
коррупция, олигархические и монополистические условия, в действительности, не
являются решающими в экономическом отставании Армении. «Блокадные» условия
просто надуманы и играют даже позитивную роль, выполняя защитную функцию. Вся
эта говорильня относительно «блокадных» условий - просто, демагогия.
Возникает вопрос, почему армянские предприниматели не
осуществляют инвестиций в высоко-технологические отрасли? Данные отрасли
характеризуются портативным сырьем и конечной продукцией, низкой энергоемкостью,
достаточно высокой нормой прибыли, наличием специалистов или же перспективами
развития базы специалистов. Ответ может быть следующий: образованность и
сознание армянской бизнес-среды все еще находится на уровне стран-аутсайдеров
третьего мира. Для армянских предпринимателей существует предметность – обувь,
коньяк, консервы, цемент, камень. Это можно не только пощупать руками, но и
осознать. Кто хочет работать, тот работает.
Следует понимать, что такие государства, как Португалия,
Греция, Испания, Ирландия, Болгария и Румыния, находятся в Европейском Союзе,
но они обречены на экономическое и социальное отставание от ведущих и иных
государств Европы, так как «государство» и «нация» по Максу Веберу - «идеальные
образы», и этого не стоит забывать, проводя аналогии и сравнения.
Задача заключается не только в развитии высоких технологий в
«избранных» сферах и отраслях. Высокотехнологичной должна быть вся экономика,
все отрасли. Например, как можно рассчитывать на сбыт пищевой продукции на
развитых рынках без применения высоких технологий и новых достижений. Нужно
понять, что решение экономических и социальных проблем в Армении невозможно на
базе обычных или несовременных технологий. Бесполезно было бы затрачивать
большие ресурсы для создания технологий сегодняшнего дня.
Однако, только участие правительства не может привести к
разработке и проведению эффективной технологической политики. Необходимо
слияние государства и частного предпринимательства в проведении данной
политики, то есть, создание институтов смешанного типа. Нечто подобное было
создано в Израиле в конце 60-х годов, в форме американо-израильских фондов,
включающих участие американского и израильских правительственных учреждений,
институтов и лабораторий, компаний и банков, университетов и других
образовательных учреждений, благотворительных и общественных организаций. Таких
фондов в Израиле было создано десятки, что привело к превращению его в
высокотехнологическую страну.
До начала 70-х годов промышленность Израиля представляла
собой архаичные производства, легкую и пищевую отрасли, некоторые химические и
металлообрабатывающие предприятия. Стало понятно, что эти предприятия никому не
нужны, так как их продукция не могла конкурировать на внешних рынках. Только
через 10 – 15 лет, после применения в Израиле новой технологической политики,
это принесло первые ощутимые результаты. Сейчас не существует государства,
проводящего современную политику, не располагающего организационными
структурами, занимающегося развитием технологий.
В России предпринимаются попытки реализовать
высокотехнологический проект «Сколково», что привело к весьма критическим
оценкам со стороны академических ученых. Данный проект для условий России носит
«колониальный» характер, в значительной мере оторван от российской
образовательной системы, от общего развития науки и техники, не осмыслен
российскими предпринимателями. Имеет ли будущее такой проект?
Технологическая политика - это общественно-политическая
вертикаль, которая объединяет все общество. Можно бесчисленное число раз
слышать о несправедливости выборов, о неразвитости гражданского общества, о
множестве общественных пороков. Но выборы - это последняя стадия развития
общества, основу которого составляет средний класс. Заинтересованы ли нынешние
«верхи» и «низы» в формировании среднего класса? Наиболее важным результатом
технологической политики является развитие среднего класса как органической
части общества и гаранта развития страны. Игорь Мурадян, Lragir.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.