Analitika.at.ua. Сообщения
турецкой прессы о том, что на развалинах Ани планируется организовать
театрализованное представление по мотивам сказок "Тысячи и одной ночи”,
наделали немало шума. Автор этой неожиданной идеи глава Карсского городского
культурного центра Ведат Акчайоз потрудился представить свою инициативу так,
чтобы все поверили в реальность ее реализации. Само мероприятие, по его словам,
призвано способствовать дружбе народов и диалогу культур.
Какую же цель оно преследует в действительности? Затея
Акчайоза — очередная попытка присвоения армянского культурного наследия. Это
становится очевидным, когда знакомишься со списком народов, которые, по словам
Акчайоза, внесли вклад в становление и развитие древнего города.
Оказывается, Ани имеют право считать своим все, кроме армян.
По крайней мере версия Ведата Акчайоза сводится именно к этому. По его словам,
было бы несправедливо, если бы турки представляли Ани как шедевр собственного
исторического наследия. Он считает, что кроме турок в развитие города внесли
весомый вклад и другие народы, также имеющие право гордиться сохранившимися
архитектурными шедеврами. И именно дружбе этих народов и будет посвящено
инициированное им мероприятие. Перечисляя народы, имевшие лепту в развитии
города, Акчайоз назвал урартцев, гурийцев, персов, византийцев, грузин, османов
и сельджуков. И ни слова о том, что Ани был основан армянскими князьями рода
Багратуни и был столицей Анийского армянского царства. Ни слова о том, что и
после падения Багратидов Ани продолжал оставаться армянским городом. Ни слова о
том, что практически все сохранившиеся архитектурные памятники города были
построены армянскими архитекторами и армянскими строителями. Вот такая вот
"дружба народов”.
Полагаю, читателю будет любопытно узнать, кто же такой этот
Ведат Акчайоз, выступивший с такой "блестящей” идеей. Из текста сообщений,
повествующих о его инициативе, следует, что он писатель, журналист,
искусствовед и общественный деятель. Возглавляет "Союз культуры и искусства
провинции Карс” и известен активным участием во всевозможных инициативах,
касающихся армяно-турецкого культурного сотрудничества. С Ведатом Акчайозом я
имел повод познакомиться в ходе одной из своих поездок в Карс. Но узнал я его с
несколько другой стороны. На самом деле это коммерсант средней руки, владеющий
в Карсе магазином строительных материалов.
Торговлю краской и олифой он успешно совмещает с
"грантоедством”. Зарегистрированная им общественная организация проела не один
десяток тысяч американских долларов, предоставленных западными донорами на
создание атмосферы доверия между интеллектуалами Турции и Армении. В чем же
проявляются усилия Акчайоза, направленные на формирование атмосферы
толерантности? Одним из таких проявлений, видимо, следует считать его
инициативу, касающуюся "Тысячи и одной ночи”. Неужели западные фонды,
финансирующие проекты, которые с таким удовольствием проедает Акчайоз, не
замечают его истинные цели и намерения?
Открою небольшой секрет, который мне поведал сам Акчайоз.
Оказывается, он — азербайджанец. Он утверждает, что предки его когда-то жили в
Гюмри, а потому он вправе считать себя "потомком беженцев, изгнанных армянами с
родной земли”. По правде говоря, никогда не слышал о том, чтобы в Гюмри жили
азербайджанцы. Но сведения об этническом происхождении Акчайоза позволили мне
понять причины его скрытой армянофобии. Не раз имел возможность убедиться в
том, что большинство интеллектуалов Карса настроено к армянам достаточно тепло.
Но в инициативах по культурному диалогу участвуют почему-то не они, а
азербайджанец Вадат Акчайоз. Вот такая вот "дружба народов”...
Для того чтобы читателю легче было сформировать
представление о взглядах Акчайоза, приведу выдержку из интервью, которое он дал
мне два года назад: "...Недавно я направил заместителю министра иностранных дел
Армении Арману Киракосяну несколько вопросов, на которые он не удосужился
ответить. Я спросил у него: почему из Конституции Армении не исключена статья,
в которой турецкая провинция Восточная Анатолия называется "Западной Арменией”?
По какому праву вы провоцируете против Турции парламенты западных стран,
призывая их принимать резолюции о геноциде армян? Да, в наших краях
действительно погибло около миллиона армян. Не все они были виновными в
предательских действиях против Турции. Но ведь за годы войны в тех же районах
погибло свыше полутора миллионов мусульман. 30 тысяч турецких интеллектуалов
просили у армян прощения. Но армянские интеллектуалы у турок прощения не
попросили. Почему?..” Ведат Акчайоз утверждает, что хотя жертвами геноцида в
действительности были не армяне, а турки и азербайджанцы, они согласны не
поднимать этот вопрос в парламентах европейских государств. С одним лишь
условием — что и Ереван откажется от поддержки международной кампании по
признанию геноцида армян. А вывод, который сделал Акчайоз в финале интервью,
следующий: "Армяно-турецкая граница может быть открыта только при условии
решения проблемы оккупированных территорий. Всем известно, что Армения
захватила 20 процентов территории Азербайджана. Верните Азербайджану Карабах, и
тогда мы будем рады с вами дружить...” Вот такая вот дружба народов...
Теперь-то ясно, что стоит за "новым сюжетом” сказок "Тысячи
и одной ночи”. Не сильно удивлюсь, если узнаю, что под свою новую идею Акчайозу
удалось урвать у западных доноров пару десятков тысяч долларов из тех денег,
что предназначены на "диалог культур”. К сожалению, доноры не всегда бывают
разборчивыми. Артем Ерканян, «Новое Время»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.