Analitika.at.ua. По данным Госстата и автопроизводителей, за 6 месяцев
текущего года производство легковых автомобилей в Украине сократилось на 17%,
до 37,5 тысячи. Хуже всего дела обстоят на Кременчугском автосборочном заводе
(КрАСЗ) группы "АИС". Предприятие выпустило лишь 1,5 тысячи единиц,
или вполовину меньше, чем годом ранее. С конвейеров Запорожского автозавода
сошло всего 20 тысяч автомобилей (-29,1%). Корпорация "Богдан"
произвела 7,54 тысячи (-21,1%). Исключением из общего тренда стал завод
"Еврокар" (ТМ Skoda) — объем производства на предприятии увеличился
на 78,7%, до 8,51 тысячи автомобилей, пишет "Коммерсант-Украина".
Производители заявляют, что снижение производства
свидетельствует о критической ситуации в отрасли из-за отсутствия
государственной поддержки. "Мы просим обратить внимание властей на
негативную динамику, сложившуюся в автопроме, и просим принять меры, в
частности защитить рынок путем введения дополнительных пошлин на ввоз
автомобилей иностранного производства, создать программы льготного кредитования
под покупку отечественных автомобилей и принять программу развития
автопрома",— говорит пресс-секретарь корпорации "Богдан" Сергей
Красуля.
Напомним, что Межведомственная комиссия по международной
торговле в конце мая приняла решение ввести дополнительную пошлину в размере
6,46% от таможенной стоимости для автомобилей с объемом двигателя 1-1,5 литра и
15,1% — объемом 1,5-2,2 литра сроком на три года. Но пока это решение не
вступило в силу, так как Минэкономразвития ведет переговоры с рядом стран—торговых
партнеров об альтернативных вариантах защиты рынка.
По словам Сергея Красули, без поддержки государства
отечественным предприятиям придется свернуть производство. "Нашей компании
сейчас выгоднее импортировать автомобили, чем производить",— добавляет маркетинг-директор
"АИС" Сергей Боровик. По его словам, группа в настоящее время не
ведет сборку китайских автомобилей Geely на принадлежащем ей КрАСЗ, а вместо
этого импортирует их, так как это выгоднее. На прошлой неделе председатель
наблюдательного совета компании Василий Поляков заявил, что в случае отсутствия
господдержки компания сосредоточится только на импорте автомобилей.
Падение производства на предприятиях отечественного
автопрома происходит на фоне роста автопродаж. Так, за 5 месяцев 2012 года в
стране было реализовано 83,8 тыс. новых автомобилей, что на 8,7% выше, чем за
аналогичный период прошлого года (данные AUTO-Consulting). А, по данным
старшего аналитика ИК Dragon Capital Таисии Шепетко, за 4 месяца текущего года
доля украинской продукции на внутреннем рынке снизилась с 30% до 20%.
По мнению специалистов, отечественные производители теряют
позиции не столько по причине отсутствия господдержки, сколько из-за того, что
в их портфеле нет технологически новых моделей. "Украинские производители
не очень часто обновляют свои модельные ряды в отличие от иностранных компаний.
К примеру, тот же Lanos на украинском рынке присутствует уже 14 лет практически
в неизменном виде,— говорит гендиректор AUTO-Consulting Олег Омельницкий.— При
этом цены на устаревшие модели украинской сборки сравнимы с ценами на
обновленные и даже новые импортные модели со схожими техническими
характеристиками". Например, стоимость той же ЗАЗ Vida и ее зарубежного
аналога Aveo отличается незначительно. По словам господина Омельницкого, для
того чтобы реализовать автомобили украинской сборки, необходимо предоставлять
существенный дисконт, на что производители по каким-то причинам не идут.
Эксперты отмечают, что рост производства на "Еврокаре" скорее всего
объясняется тем, что продукция ТМ Skoda интересна украинскому потребителю из-за
более привлекательного модельного ряда. Впрочем, и на "Еврокаре"
заявляют, что ситуация на предприятии далека от совершенства. Ранее глава
набсовета "Еврокара" Олег Боярин заявлял, что без господдержки
придется свернуть производство и на этом предприятии.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.