Analitika.at.ua. Официальная азербайджанская историография уже несколько
десятков лет настаивает на том, что армяне в Арцахе являются переселенцами из
Ирана после русско-персидской войны 1828 года. Дальше уже идут выводы:
"неблагодарные армяне, которых русские войска переселили на благодатные
земли закавказских турок, сегодня провозгласили свое государство в
Карабахе". Между тем, утверждают в Баку, в Арцахе исстари жили предки
нынешних азербайджанцев, албанцы, которых армяне арменизировали. И сделали они
это с помощью России, которая волевым решением подчинила албанскую церковь
Армянской Апостольской Церкви. После этого, мол, албанцы вынуждены были перейти
на армянский алфавит, молиться по-армянски и таким образом
"обармянились". Да так прочно, что за полтора столетия успели напрочь
забыть о своем «албанском» прошлом.
Безусловно, данный "аргумент" азербайджанской
исторической мысли можно было бы игнорировать по причине ее полной
несостоятельности. Согласно "логике" азербайджанской пропаганды
получается, что отуреченные пришлыми кочевыми племенами албанцы являются
"правильными" албанцами, а вот арменизированные – нет. То есть
Азербайджан обязан наследовать историю и культуру отуреченных албанцев, а
армяне лишены права на наследование истории "арменизированных албанцев".
"Все албанское – наше!" - чуть ли не ежедневно
слышатся доходящие до истерики возгласы из Баку. Ну что тут скажешь? Может, мы
и рады были бы согласиться с этим императивным тезисом, только вот права такого
не имеем. Эти вопросы решать не армянам, а коренным в Азербайджанской
Республике народам – лезгинам, цахурам, удинам, крызам, будухцам и другим
исконным хозяевам этой территории. Захотят они поделиться или вовсе отказаться
от собственной истории - не наше дело. Разбирайтесь между собой. Как гласит
тюркская пословица: вот тебе весы, а вот и гири. Мы лишь не можем согласиться с
весомой прибавкой к уже награбленному – передачей Азербайджану права на
наследование армянской родины, нашей памяти, истории и культуры. Именно поэтому
каждое посягательство на армянскую культуру и историю должно жестко и
аргументированно пресекаться.
Снисходительное отношение к потугам Азербайджана приписать
себе, например, Киракоса Гандзакеци или Вардана Аревелци привело к тому, что
"азербайджанцами" были объявлены Мхитар Гош и даже писавший поэмы
акростихом армянского алфавита Давтак Кертох. Мы почему-то были уверены – никто
в мире не поверит этой чуши. А в мире просто не знали наших великих. Потому и
находятся люди, склонные верить всей этой ахинее. В то же время
пренебрежительное молчание армянских историков привело к тому, что в Турции
теперь объявляют турками армянские княжеские и даже царские роды, в том числе и
правящих за тысячелетия до того, как в наш регион перекочевали первые тюркские
племена. Сегодня турецкие историки на полном серьезе называют турками роды
Мамиконянов, Пахлавуни, Арцруни, Арташесидов, Аршакидов, Багратуни… Турками
названы Анания Ширакаци и Месроп Маштоц, Тигран Великий и Саак Партев.
Некоторые ученые договорились до того, что назвали всех армян "арменизированными
турками-отступниками". В свою очередь в Азербайджане по примеру Турции
армян называют "арменизированными албанцами", или закавказскими
турками – «азербайджанцами».
Простой вопрос: кто в таком случае "арменизировал"
первых армян, чтобы они получили возможность "арменизировать" турок,
албанцев или азербайджанцев, - им просто в голову не приходит. Нашли
"объяснение" и для многочисленных упоминаний соседних народов об
армянах: мол, они так называли всех христиан. И даже проводят аналогию: во
времена СССР всех советских людей за рубежом называли русскими. То есть
именующий себя казахом, узбеком, грузином и т.д. человек за пределами СССР
воспринимался в качестве русского. Согласиться с этими утверждениями даже на
время никак не получается. Не получается потому, что вся история армянского
народа заполнена свидетельствами самих армян об их национальной принадлежности.
Слава богу, гениальный Месроп Маштоц еще в начале V века создал для армян
оригинальный национальный алфавит, а стремление армянского народа к книге
подарило миру нескончаемую плеяду историков, поэтов и писателей.
Вернемся, однако, к проблеме "переселения" армян
на территорию современных армянских государств. Таковое действительно имело
место. После русско-персидской войны многие армяне Персии вернулись в
"русскую" Армению, в том числе и в Арцах. Однако все они были
потомками тех людей, которых в течение 1596-1607 годов шах Аббас насильственно
переселил в Персию. Свидетельств об этом переселении в армянских источниках
того времени более чем достаточно. Шах Аббас тогда воевал с Турцией и в целях
ослабления турецкой экономики и уменьшения людских ресурсов выселял людей из
тех регионов, которым грозила турецкая оккупация. Отметим, что переселение
Арцаха не коснулось, ибо Аббас был уверен в способности армян горного края
защититься от турецких аскеров. Арцахцы "отделались" воинской
обязанностью, армянский край поставил в персидскую армию значительное
количество воинов, которыми командовали знатные арцахцы.
После того, как Восточная Армения оказалась под властью
русского царя, потомки переселенцев получили возможность вернуться на родину.
Азербайджанская пропаганда, никак не упоминая факт выселения армян Аббасом,
постоянно муссирует тему возвращения, называя его "переселением армян на
азербайджанскую землю". Подобный политизированно-тенденциозный подход к
вопросу "позволяет" им утверждать о пришлости армян в Армении. При
этом они "любезно" соглашаются признать, что "некоторое
количество армян на этой территории уже было". Игнорировать фактор
многовекового функционирования в Араратской долине Святого Престола Армянской
Апостольской Церкви, равно как и нескольких столиц армянского государства,
просто не удается.
Вместе с тем, "отделяя" Арцах от Армении, те же
политизированные деятели от истории пытаются утверждать, что "до 1828 года
в Карабахе армян не было". Там, мол, проживали албанцы, которые быстро
были ассимилированы переселившимися в край армянами. Есть у Азербайджана и
"веский" аргумент - памятник, установленный в честь 150-летия
основания села Марага бывшими жителями Персии. Памятник в Мараге действительно
существовал до разрушения этой деревни азербайджанской аскерней, хотя
пропаганда Азербайджана любит "переносить" его в… Степанакерт. И
Марага действительно основана вернувшимися из Персии армянами. Более того, в
Арцахе есть еще три деревушки, жители которых вернулись в 1828 году. Однако при
этом необходимо учесть, что армяне из Персии возвращались в тот уголок родины,
память о котором бережно хранилась в семейных преданиях. Но даже если бы это было
не так, все равно подавляющее большинство населения Арцаха во всей обозримой
истории составляли армяне. И, как это ни прискорбно для азербайджанских
историков, называли они себя именно армянами. Как задолго до 1828 года, так и
после. Свидетельством тому – многочисленные архивные материалы. Приведем две
выдержки из них:
ПРОШЕНИЕ, НАПИСАННОЕ АРМЯНСКИМИ МЕЛИКАМИ (КНЯЗЬЯМИ) КАРАБАХА
В СЕНТЯБРЕ 1781 ГОДА ИМПЕРАТРИЦЕ ЕКАТЕРИНЕ II:
"Несравненно светлейшая на сем свете над христианами
владетельница, ваша высокосамодержавнейшая и беспримерная матерняя милость
всюду распространилась и просветила светом нашу армянскую нацию щедроматерным
владычествованием и оказанным монаршим сожалением над многими просящими точию и
мы из нации армянских начальников и государства оставшие военные мелики и все
здешние владельцы… покорнейше просим о нашей армянской нации…" Подписали:
Мелик Атам бек, мелик Беглар бек, мелик Израил, мелик Овсеп и другие.
ЦГВИА, ф. 52, оп. 1/194, д. 270, лл. 50-51.
ОБРАЩЕНИЕ ГАНДЗАСАРСКОГО КАТОЛИКОСА ОВАНЕСА К ЕКАТЕРИНЕ II:
22 ЯНВАРЯ 1783 ГОДА.
"Пребывающие в Гарабаге армяне, аз недостойный патриарх
и раб, мелик Атам с находящимися в земле нашей епископами, священниками, пятью
меликами, южбашами, всем войском и всеми обывателями до тридцати тысяч домов
находящимися…"
ЦГВИА, ф. 52, оп. 1/194, д. 270, лл. 89-90.
Подобные документы, и не только армянского происхождения,
можно привести из архивных материалов XVI и XVII веков, как например, письмо
генерал-фельдмаршала, князя Г.А.Потемкина императрице Екатерине Второй:
"Не имев еще повеления в. и. в., я дал резолюцию
ген.-пор. Потемкину об Ибраим-хане Шушинском, сближающую его к повиновению. Тут
предложит рассмотрению, чтобы при удобном случае область его, которая
составлена из народов армянских, дать в правление национальному и чрез то
возобновить в Азии христианское государство, сходственное высочайшим в. и. в.
обещаниям, данным чрез меня армянским меликам"
Г.А. Потемкин, 1783 г.
ЦГВИА, ф.52, оп. 2, д. 32, л.1, об. Подлинник
Думается, в особых комментариях приведенные документы не
нуждаются. Тридцать тысяч домов – это, с учетом патриархального быта того
времени, составляет не менее 300 тысяч человек. И несколько "новых"
деревень никак не могли повлиять на статистику населения. Коренного армянского
населения Арцаха - восточной окраины исторической Армении, незаконно
включенного в пределы советского Азербайджана в июле 1921 года. Законно, в
полном соответствии с международным правом и законодательством СССР,
провозгласившего свою государственную независимость. Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН, Voskanapat.info
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.